Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы, виды. Функции мифов. Проблемы бытия. Материя и формы ее существования. Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии, страница 5

1 группа причин возникновения агностицизма и идеализма связана с социальной, экономической структурой общества, эти причины заключаются в заинтересованности господствующих классов в неверном, неправильном, необъективном, ненаучном освещении тех или иных проблем, а для этого нанимаются специально подготовленные люди, которые создают эти необъективные причины, теории. Эти причины будут существовать до тех пор, пока будут существовать, пока будет иметь место класс антагонистов.

2 группа причин (появления и существования агностицизма) лежит в процессе познания мира. Она связана с преувеличением той или иной черты, стороны или составляющей чувственного познания неминуемо ведет человека к идеализму или агностицизму. Она лежит в преувеличении абсолютизации субъективных моментов процесса познания, возведение их во главу угла (больной человек и здоровый, голодный и сытый, добрый и злой, а каждый из них воспринимает мир по-своему)

Познание:

I.  Чувственные формы познания

·  Ощущения

·  Восприятия

·  Представления

II.  Логические формы

·  Понятия

·  Суждения

·  Умозаключения

III.  Практика

Метафизика и диалектика

За время своего существования философия выработала 2 вида мышления: метафизика и диалектика.

Метафизический метод стал вырабатываться в естествознании в конце 16 – начала 17 веков. В этот период зарождается опытное естествознание. Занимаясь исследованием отдельных явлений, процессов каждый из ученых получал о мире достаточное количество знаний, свойств объектов и естественно заметил, что свойства воды, газов, металлов абсолютно разные. Ученые пришли к выводу, что никакой связи между объектами НЕТ. Постепенно в естествознании наиболее развитой наукой была классическая механика, таким образом стал формироваться метафизический метод мышления. В мире происходят только количественные изменения, никаких связей между объектами нет, а если и есть, то они носят абсолютно случайный, стихийный характер, никаких противоречий как внутри объекта, так и между ними не существует. Противоречия могут быть только в нашем мышлении. Причиной количественных изменений является какая то внешняя сила или Бог. Такое просуществовало до 30-40 годов 19 века. За это время в естествознании появилось огромное количество знаний, а количество со временем переходят к качественным. В связи с этими открытиями стала формироваться диалектика как метод мышления:

1)  Все в мире развивается от простого к сложному, от низшего к высшему. Прежде всего в основе лежат качественные изменения.

2)  Все в мире теснейшим образом взаимосвязано

3)  В основе развития и взаимосвязи лежат внутренние противоречия

4)  Эти противоречия являются источником движения, развития, изменений, взаимосвязей и проч.

Лекция №6

Проблемы бытия

Бытие – существование.

Первый аспект проблемы бытия – мир неоднороден в своем существовании. Эта неоднородность заключается в том, что мир бесконечен, но отдельные вещи, существа, явления, процессы – конечны. В этом противоречии бесконечности мира и конечности каких то вещей составляет 1 проблему бытия.

Второй аспект, в самом существовании мир образует универсальную целостность и этот мир существует вне и независимо от воли и сознания человека и люди должны раскрыть для себя вот эти отношения единства и многообразия. Людям практически постоянно приходится встраивать в единый целостный мир, созданные нами предметы, вещи, явления, процессы. Человеку очень важно найти ОБЩЕЕ между отдельными объектами окружающего мира. Тем более в нас самих неразрывно слито тело и дух (сознание) т.е. нечто природное и общественное (духовное). Таким образом, человек, природа, мысли, идеи, общество равно существуют и различные по формам своего существования они благодаря своему существованию образуют целостное единство.

3 аспект бытия; Бытие людей – это реальный процесс их жизни и наше сознание это особое бытие. 3 аспект связан тем, что мир в целом и все что в нем существует, имеет внутреннюю логику своего существования и этот мир предшествует сознанию и действию людей и всего человечества в целом.