b) Французские материалисты 18 века – Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Дидро
c) Немецкий философ – Людвиг Фейербах (18-начало 19 века)
Все метафизические материалисты, что в основе всех материальных объектов лежит мельчайшая неизменная частица – атом, поэтому никакого развития в этом мире нет, изменения, проходящие в этом мире, то они носят только количественный характер, никакой связи между объектами не существует.
3 – диалектический материализм (основоположник – Карл Маркс). Карл Маркс, создавая эту теорию. В эти годы (30-40 годы 19 века) в естествознании были проведены открытия – открытие клеточного строения живой материи, которая показала, что между растительным и животным миром существует теснейшая взаимосвязь; закон сохранения и превращения энергии, это открытие показало, что все в этом мире теснейшим образом взаимосвязано; эволюционная теория Дарвина, которая тоже подтвердила, что не только растительный и животный мир теснейшим образом взаимосвязано, но и человек тоже результат эволюции (на определенной ступени развития материи). Всего 50-30 тыс. лет назад появился «человек разумный». Опираясь на эти открытия, которые были сделаны в естествознании, Маркс пришел к выводу,
2) Все те философы, которые считаю, что сознание творит материю, что это сознание творит законы и закономерности этого мира получили название ИДЕАЛИСТЫ. Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомизм) --- субъективный идеализм. Принципиальной разницы между объективного и субъективного материализма нет, но все-таки есть некоторые различия.
a) Объективный идеализм. По Гегелю первичным является какое-то мировое сознание, оторванное от человека и человеческого сознания. Оно проходит в своем развитие несколько ступеней. 1 – саморазвитие; 2 – трансформация в природу (материю); 3 – трансформация в человека и человеческое общество; 4 – познание самой себя; а все это совокупность человеческих понятий (слова). Гегель фактически заменил слово «БОГ» на «абсолютною идею». Вся совокупность человеческих слов заключена в его философских работах.
b) Субъективный идеализм. Они считают, что первичным является сознание субъекта (Беркли, Юм, Сартр, неопозитивизм). Беркли писал, что мир таков каким я его ощущаю. Юм считал, что мир таков, каким я его воспринимаю. Сартр считал, что мир таков, каким я его переживаю. Все субъективные материалисты ставят существование материи в зависимость от существования субъекта. Если я ощущаю объект, если я его воспринимаю, то значит этот объект есть, если я его не ощущаю, не воспринимаю, то этого объекта нет. Субъективный идеализм ведет к солипсизму. Этот мир, таким образом, существует до тех пор, пока ты есть.
Решение третьей проблемы в вопросах философии является ДУАЛИЗМ. Аристотель, Декарт, Кант. По мнению дуалистов первичным являются и материя и сознание, причем в равной степени – 2 субстанции. Дуализм в любом случае скатывается либо к субъективному идеализму либо объективному.
Вторая сторона основного вопроса философии, она заключается в ответе на вопрос «можешь ли ты при помощи сознания познать материю, соответствуют ли наши знания этому миру?». Большинство философов считаю, что мир принципиально познаваем, что наши знания соответствуют предметам процесса внешнего мира, но существует и определенные отличия. Материалисты считаю, что мир принципиально познаваем, но не до конца т.к. мир бесконечен. Объективный идеализм считает, что мир познаваем до конца, в отличие от материалистов. Но существует течение, которое считает, что мир или вообще не познаваем, а если и познаваем, то познаваем частично, поверхностно, приблизительно получил название агностицизм. Основную массу лагеря агностицизма составляют субъективные идеалисты. При помощи органов чувств мир познать НЕЛЬЗЯ. И идеализм, и агностицизм – это ненаучное!!!
Лекция №5
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.