Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы, виды. Функции мифов. Проблемы бытия. Материя и формы ее существования. Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии, страница 17

В основе развития человеческого общества лежит материальное производство – способ материальных благ. Решающую роль играет трудящаяся масса. Маркс пришел к выводу, что точно так же, как материя первична по отношению к нашему сознанию, так общественное бытие определяет общественное сознание. Это самый основной закон развития человеческого общества.

2 закон: закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

3 закон: Закон, определяющий роли экономического базиса по отношению к политической надстройке.

4 закон: Закон естественноисторического перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

А общественно-экономическая формация определяется способом производства материальных благ.

Лекция №14

Следует различать 2 вида диалектики: объективная и субъективная диалектика. Объективная диалектика – это диалектика внешнего мира (природа человеческого общества) их развитие, их взаимосвязи, их переходы из одного состояния в другое. Субъективная диалектика – это диалектика нашего логического мышления, которая отражает объективную диалектику природы и общества в системе принципов, законов и категорий. Субъективная диалектика появляется тогда и только тогда, когда появляется человек. Она продукт исторического развития объективной диалектики, и появляется на определенной ступени развития. Предмет диалектики, как науки, как теории, составляют наиболее общие виды связей и всеобщие законы движения и развития материального мира и мышления. А законы природы и общества и являются конкретным выражением всеобщей связи и развития. Диалектика отражает то предельно общее, что присуще всем предметам и явлениям, обществу… Диалектика характеризуется взаимосвязью трех основных элементов, принципов, законов и категорий. Философские принципы это основополагающие научные положения, которые лежат в основе диалектического материализма. В основе диалектики лежат 2 принципа: принцип развития и принцип всеобщей связи и взаимодействия элементов.

Принцип развития.

Существует 2 понимания развития: метафизическое и диалектическое.

Метафизики НЕ ОТРИЦАЮТ развитие, они понимают его как количественные изменения, уменьшение \ увеличение каких-то свойств. При этом источником развития является какая-то внешняя сила или бог.

С позиции диалектики развитие понимается следующим образом: поступательное движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому и будет назваться развитием. Это развитие не следует понимать упрощенно, в каждом из примеров развития мы можем обнаружить 3 фазы: низшее, среднее, высшее. Развитие, как процесс перехода от старого к новому, тоже непростой процесс. Переход от низшего к высшему это очень сложный диалектико-противоречивый процесс. Сложность заключается в том, что в развитии в каждом из этапов есть возможности отклонений в сторону, временных отступлений назад, даже движение в обратном направлении; т.е. временных нарушений вперед, каковы бы ни были скачки, все равно общая тенденция развития такова, что прогрессивное неизбежно побеждает и на смену старому обязательно придет нечто новое. Движение шире по объему и по содержанию, чем категория развития. Движение – это любые изменения не зависимо от направлению. А развитие это только поступательное движение. Движение включает в себя развитие в качестве составной части. Развитию присуще поступательность, определенная преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового, и развитие всегда идет по пути прогресса.

В неживой природе развитие выступает как преобразование материальных объектов, которая характеризуется усложнением их связей, а также усложнением форм движения материи. Примером такого развития является образование минералов и горных пород. В живой природе развитие проявляется в усовершенствовании биохимической структуры и функций целостных живых систем. Развитие человеческого общества, его критерием прогресса следует считать развитие производительных сил, которые через производственные отношения людей определяют все другие стороны общественной жизни, и мерой общественного прогресса является степень господства человека над стихийными силами природы и над своими собственными общественными отношениями.