На практике часто встречается задача определения остаточного ресурса того или иного элемента автомобиля по значениям диагностического параметра, характеризующего техническое состояние автомобиля.
Исходными данными при этом являются следующие параметры: Uпр , Uн , a, которые задаются в нормативно-технической документации. Текущее значение параметра Ui при Li определяется по результатам диагностирования автомобиля.
При определении остаточного ресурса различают:
- средний остаточный ресурс элемента;
- остаточный ресурс элемента при заданной доверительной вероятности;
- экономически целесообразный остаточный ресурс элемента
(предельный остаточный ресурс, оптимальный остаточный ресурс).
Средний остаточный ресурс определяется тогда, когда отсутствуют данные, позволяющие уточнить прогноз, т.е. при приближенных расчетах по формуле:
Lост = Li {[(Uп - Uн ) / (Ui - Uн )]1/ a - 1}
где Uп – предельное значение параметра;
Uн – номинальное значение параметра;
Ui – текущее значение параметра;
a - показатель степени (таблица 3).
Остаточный ресурс с заданной доверительной вероятностью Fo(Б) определяется при условии, когда отказ элемента связан с опасностью для человека, по формуле:
Lост = Li{{[(Uп – Uн )/ (Ui – Uн) + Б ×s] / (1+ z ×s)}1/ a -1}
Величину Б можно определить по ГОСТ 21571 –76 или из таблицы 4.
Оптимальный остаточный ресурс определяется в том случае, если планируется эксплуатировать автомобиль в течение всего остаточного ресурса без технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р).
Экономически целесообразный предельный остаточный ресурс определяется, когда решается вопрос о возможности использования элемента до следующего ТО и Р.
Для упрощения расчета, выполняемого непосредственно в процессе диагностирования автомобиля, разработана специальная номограмма, приведенная на рисунке 2.1.
Задача1. Определить остаточный ресурс цилиндро-поршневой группы двигателя до замены колец, если при диагностировании после наработки от начала эксплуатации Li, расход газов, прорывающихся в картер, составил Ui .
Предельный расход газов Uп и номинальный расход Uн взять из таблицы 2. Показатель степени взять из таблицы 3.
Порядок решения:
- определить предельное отклонение параметра (Uп – Uн );
- определить изменение параметра к моменту диагностики (Uизмен =Ui – Uн );
- по номограмме (рисунок 2.1) определить остаточный ресурс элемента
(Uп®Uизмен ®a®Lост./ Li ® Li ® Lост )
- определить средний остаточный ресурс.
Задача 2. Определить остаточный ресурс для тех же данных при заданной доверительной вероятности Fo(Б) (таблица 4) и относительном среднеквадратичном значении sотн = 0,3.
Задача 3. Для тех же данных определить доверительный интервал отклонения параметра при вычисленном остаточном ресурсе в задаче 2.
Абсолютное значение среднеквадратичной погрешности прогнозирования отклонения параметра в течение наработки, равной Lост , вычисляется по формуле:
sа = (Ui - Uн) × [( 1+ Lост / Li )a -1] ×sотн,
Рисунок 2.1 – Номограмма для определения остаточного ресурса
Uп ± D при найденном остаточном ресурсе вычисляется по формуле:
D = z ×sа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3
3 Определение темпа изменения технического состояния
ответственных сопряжений узлов автомобиля
Цель работы: изучить динамику изменения параметра сопряжения коленчатый вал – подшипник двигателя автомобиля.
Информация о значениях структурных параметров получается при их измерениях с помощью диагностических приборов.
Съём диагностической информации ведется дискретно через определённые промежутки времени. При этом фиксируется величина параметра и величина наработки автомобиля в момент диагностирования.
Обработка этой информации проводится в следующей последовательности:
- полученная информация записывается в виде таблицы,
- подбирается вид аппроксимирующей функции,
- вычисляются средние значения коэффициентов управления ТСА(V и a).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.