Управление техническим состоянием автомобилей: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Системы, технология и организация сервисных услуг", страница 4

На практике часто встречается задача определения остаточного ресурса того или иного элемента автомобиля по значениям диагностического параметра, характеризующего техническое состояние автомобиля.

Исходными данными при этом являются  следующие параметры: Uпр  , Uн ,  a, которые задаются в нормативно-технической документации. Текущее значение параметра Ui  при Lопределяется по результатам диагностирования автомобиля.

При определении остаточного ресурса различают:

- средний остаточный ресурс элемента;

- остаточный ресурс элемента при заданной доверительной вероятности;

-  экономически целесообразный остаточный ресурс элемента

(предельный остаточный ресурс, оптимальный остаточный ресурс).

Средний остаточный ресурс определяется тогда, когда отсутствуют данные, позволяющие уточнить прогноз, т.е. при приближенных расчетах по формуле:

                    Lост = Li  {[(Uп  - Uн  ) / (Ui  - Uн )]1/ a    - 1}            

где      Uп – предельное значение параметра;

Uн – номинальное значение параметра;

Ui –  текущее значение параметра;

a -  показатель степени (таблица 3).

Остаточный ресурс с заданной  доверительной вероятностью Fo(Б) определяется при условии, когда отказ элемента связан с опасностью для человека, по формуле:

             Lост = Li{{[(Uп – Uн )/ (Ui – Uн) + Б ×s] / (1+ z ×s)}1/ a -1}

Величину  Б  можно определить по ГОСТ 21571 –76  или из таблицы 4.

Оптимальный остаточный ресурс  определяется в том случае, если планируется эксплуатировать автомобиль в течение всего остаточного ресурса без  технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р).

Экономически целесообразный предельный остаточный ресурс определяется, когда решается вопрос о возможности использования элемента до следующего ТО и Р.

Для упрощения расчета, выполняемого непосредственно в процессе диагностирования автомобиля, разработана специальная номограмма, приведенная на рисунке 2.1.

Задача1.  Определить остаточный ресурс цилиндро-поршневой группы двигателя до замены колец, если при диагностировании после наработки от начала эксплуатации  Li, расход газов, прорывающихся в картер, составил Ui .

Предельный расход газов Uп  и номинальный расход Uн взять из таблицы 2.  Показатель степени  взять из таблицы 3.

Порядок решения: 

-  определить предельное отклонение параметра (Uп – Uн );

-  определить изменение параметра  к моменту диагностики (Uизмен =Ui – Uн );

-   по номограмме (рисунок 2.1) определить остаточный ресурс элемента

(Uп®Uизмен ®a®Lост./ Li ®     Li  ®    Lост  )

-  определить средний остаточный ресурс.

Задача 2. Определить остаточный ресурс  для тех же данных  при заданной доверительной вероятности Fo(Б) (таблица 4)  и  относительном среднеквадратичном значении  sотн = 0,3.

Задача 3. Для тех же данных определить доверительный интервал отклонения параметра при вычисленном остаточном ресурсе в задаче 2.

Абсолютное значение среднеквадратичной погрешности прогнозирования отклонения параметра в течение наработки, равной Lост , вычисляется по формуле:

sа = (Ui  - Uн) × [( 1+ Lост / Li )a -1] ×sотн,

Рисунок 2.1 – Номограмма для определения остаточного ресурса

Доверительный интервал, характеризующий точность отклонения параметра

Uп ± D  при найденном остаточном ресурсе вычисляется по формуле:

D = z ×sа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

          3  Определение темпа изменения технического состояния

                      ответственных сопряжений узлов автомобиля

Цель работы: изучить динамику изменения параметра сопряжения коленчатый вал – подшипник двигателя автомобиля.

Информация о значениях структурных параметров получается при их измерениях с помощью диагностических приборов.

Съём диагностической информации ведется дискретно через определённые промежутки времени. При этом фиксируется величина параметра и величина наработки автомобиля в момент диагностирования.

Обработка этой информации проводится в следующей последовательности:

-  полученная информация записывается в виде таблицы,

-  подбирается вид аппроксимирующей функции,

-  вычисляются средние значения коэффициентов управления ТСА(V и  a).