Управление техническим состоянием автомобилей: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Системы, технология и организация сервисных услуг"

Страницы работы

Содержание работы

Министерство  образования Российской федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ      

Методические указания к практическим занятиям  по дисциплине

“Системы, технология и организация сервисных услуг“ для студентов 4 курса по специальности 

“Автосервис в фирменном обслуживании”

Новосибирск

2005

Составители:    В.И. Марусина, канд. техн. наук

Рецензент:  Мартынов Э.З..,  канд. техн. наук, доцент

Работа подготовлена на кафедре «Технология  машиностроения»       

                          ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  №1

Цель работы:  Оценить закономерность износа аккумуляторной батареи, определить пробег автомобиля до отказа и необходимое количество запчастей на основании выявленной закономерности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1  Оценка технического состояния автомобиля

Техническое состояние автомобиля  (ТСА) может быть оценено двумя методами: статистическим и инструментальным.

Статистический метод заключается в наблюдении за группой однотипных автомобилей в процессе их эксплуатации, фиксировании отказов и статистической обработки информации об отказах автомобилей и их агрегатов. После обработки этой информации об отказах определяются законы изменения технического состояния в процессе эксплуатации (например, отказы аккумуляторной батареи).

Впоследствии эти законы распространяются на другие автомобили, находящиеся в эксплуатации.

Инструментальный метод – это метод непосредственного определения ТСА в данный момент с помощью мерительного инструмента и специальных приборов. На основании определения величин, характеризующих ТСА (зазоров, натягов, мощности, расхода топлива и т.д.) и сравнения их с нормативными значениями делается оценка технического состояния автомобиля в данный момент. Этим занимается техническая диагностика.

1.1  Статистический метод оценки технического состояния

                                      автомобиля

При статическом методе оценки ТСА у автомобиля не рассматриваются процессы, происходящие внутри его, не рассматривается характер и темп изменения параметров, а фиксируется только два состояния автомобиля или его агрегатов: работоспособное и неработоспособное, показанное на рисунке 1.1.

Фиксируя  величину наработки в момент наступления отказов и характер отказа, получают исходный статистический материал. На основе полученного таким образом материала по отказам с использованием  теории математической статистики и теории вероятности выявляют общие закономерности о характере проявления отказов.

1.1.1  Характеристики случайных величин

Общими характеристиками случайных величин, каким является отказ, являются:

1.  Среднее арифметическое, которое определяет такой показатель как наработку автомобиля и его элементов до отказа и определяется по формуле:

L срS L i  / n

где    L i  - наработка (пробег) i –го автомобиля до отказа;

n – число наблюдаемых автомобилей;

L ср – средняя наработка автомобиля до отказа.

Эта величина используется для определения среднего пробега автомобиля до профилактики и ремонта.

2. Среднеквадратичное отклонение  является также мерой рассеивания случайной величины наработки до отказа и определяется:

s = Ö`S(Li – Lср)2 / ( n –1);

3. Коэффициент вариации  также характеризует рассеивание случайной величины с учетом средней величины наработки и определяется по формуле:

                                   V = s / L ср

Различают случайные величины с малой вариацией (V £ 0,1), средней вариации (0,1< V £ 0,33), и большой вариации (V > 0,33).

4. Вероятность – это численная мера степени объективно существующей возможности появления изучаемого события. Различают статистическую и теоретическую вероятности.

Статистическая вероятность (частость) – это величина, рассчитанная на основе статистических данных, полученных при испытаниях.

Теоретическая вероятность – это  обобщенная величина, полученная на основе статистических данных,  которая может быть распространена на всю  совокупность исследуемых объектов.

Частость появления отказов представляет собой отклонение числа случаев отказов к общему числу случаев:

                                   F(L) = m(L) / n,

где   m(L) – число отказавших автомобилей  или его элементов к моменту наработки  L.

Событие, противоположное вероятности отказа, носит название статистической вероятности безотказной работы:

                  P (L) = [n – m (L)] / n  = 1 – m(L) / n   .

Вероятность безотказной работы – это вероятность того, что  в пределах заданной наработки при заданных режимах и условиях работы не произойдет ни одного отказа.

Графическое изображение вероятностей отказа и безотказной работы представлено на рисунке 1.2. Имея этот график можно решить многие задачи, возникающие, в частности, при сервисном обслуживании автомобилей  (потребность в запасных частях, ремонте, обслуживании и т.д.).

1.2  Законы распределения случайных величин

Отказы автомобилей или его элементов наиболее часто подчиняются следующим основным законам распределения: нормальному (закону  Гаусса),  Вейбулла-Гнеденко, логарифмическому нормальному, экспоненциальному.

Похожие материалы

Информация о работе