Министерство образования Российской федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине
“Системы, технология и организация сервисных услуг“ для студентов 4 курса по специальности
“Автосервис в фирменном обслуживании”
Новосибирск
2005
Составители: В.И. Марусина, канд. техн. наук
Рецензент: Мартынов Э.З.., канд. техн. наук, доцент
Работа подготовлена на кафедре «Технология машиностроения»
Цель работы: Оценить закономерность износа аккумуляторной батареи, определить пробег автомобиля до отказа и необходимое количество запчастей на основании выявленной закономерности.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Техническое состояние автомобиля (ТСА) может быть оценено двумя методами: статистическим и инструментальным.
Статистический метод заключается в наблюдении за группой однотипных автомобилей в процессе их эксплуатации, фиксировании отказов и статистической обработки информации об отказах автомобилей и их агрегатов. После обработки этой информации об отказах определяются законы изменения технического состояния в процессе эксплуатации (например, отказы аккумуляторной батареи).
Впоследствии эти законы распространяются на другие автомобили, находящиеся в эксплуатации.
Инструментальный метод – это метод непосредственного определения ТСА в данный момент с помощью мерительного инструмента и специальных приборов. На основании определения величин, характеризующих ТСА (зазоров, натягов, мощности, расхода топлива и т.д.) и сравнения их с нормативными значениями делается оценка технического состояния автомобиля в данный момент. Этим занимается техническая диагностика.
1.1 Статистический метод оценки технического состояния
автомобиля
При статическом методе оценки ТСА у автомобиля не рассматриваются процессы, происходящие внутри его, не рассматривается характер и темп изменения параметров, а фиксируется только два состояния автомобиля или его агрегатов: работоспособное и неработоспособное, показанное на рисунке 1.1.
Фиксируя величину наработки в момент наступления отказов и характер отказа, получают исходный статистический материал. На основе полученного таким образом материала по отказам с использованием теории математической статистики и теории вероятности выявляют общие закономерности о характере проявления отказов.
1.1.1 Характеристики случайных величин
Общими характеристиками случайных величин, каким является отказ, являются:
1. Среднее арифметическое, которое определяет такой показатель как наработку автомобиля и его элементов до отказа и определяется по формуле:
L ср= S L i / n
где L i - наработка (пробег) i –го автомобиля до отказа;
n – число наблюдаемых автомобилей;
L ср – средняя наработка автомобиля до отказа.
Эта величина используется для определения среднего пробега автомобиля до профилактики и ремонта.
2. Среднеквадратичное отклонение является также мерой рассеивания случайной величины наработки до отказа и определяется:
s = Ö`S(Li – Lср)2 / ( n –1);
3. Коэффициент вариации также характеризует рассеивание случайной величины с учетом средней величины наработки и определяется по формуле:
V = s / L ср
Различают случайные величины с малой вариацией (V £ 0,1), средней вариации (0,1< V £ 0,33), и большой вариации (V > 0,33).
4. Вероятность – это численная мера степени объективно существующей возможности появления изучаемого события. Различают статистическую и теоретическую вероятности.
Статистическая вероятность (частость) – это величина, рассчитанная на основе статистических данных, полученных при испытаниях.
Теоретическая вероятность – это обобщенная величина, полученная на основе статистических данных, которая может быть распространена на всю совокупность исследуемых объектов.
Частость появления отказов представляет собой отклонение числа случаев отказов к общему числу случаев:
F(L) = m(L) / n,
где m(L) – число отказавших автомобилей или его элементов к моменту наработки L.
Событие, противоположное вероятности отказа, носит название статистической вероятности безотказной работы:
P (L) = [n – m (L)] / n = 1 – m(L) / n .
Вероятность безотказной работы – это вероятность того, что в пределах заданной наработки при заданных режимах и условиях работы не произойдет ни одного отказа.
Графическое изображение вероятностей отказа и безотказной работы представлено на рисунке 1.2. Имея этот график можно решить многие задачи, возникающие, в частности, при сервисном обслуживании автомобилей (потребность в запасных частях, ремонте, обслуживании и т.д.).
1.2 Законы распределения случайных величин
Отказы автомобилей или его элементов наиболее часто подчиняются следующим основным законам распределения: нормальному (закону Гаусса), Вейбулла-Гнеденко, логарифмическому нормальному, экспоненциальному.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.