Управление техническим состоянием автомобилей: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Системы, технология и организация сервисных услуг", страница 2

Знание законов распределения отказов позволяет более точно планировать трудоёмкость работ сервисных услуг, определять необходимое количество запасных частей и решать другие технологические и организационные вопросы.

Нормальный закон распределения. Он формируется тогда, когда на протекание исследуемого процесса и его результат влияет большое  количество независимых факторов, каждое из которых в отдельности оказывает незначительное воздействие на этот процесс.

Нормальному закону подчиняется периодичность технического обслуживания, наработка до первого отказа, интенсивность изнашивания и  другие величины.

Закон распределения Вейбулла - Гнеденко. Если система состоит из группы независимых элементов,  отказ каждого из которых приводит к отказу всей системы, то вероятность его безотказной работы определяется законом Вейбулла - Гнеденко.

Примером использования этого закона является распределения ресурса изделий, которые состоят из нескольких элементов, составляющих цепь

(ресурс подшипников качения, регулирование тепловых зазоров клапанного механизма, и другие).

Рисунок 1.1 – Схема изменения параметров

Рисунок 1.2 – Вероятность безотказной работы ( P) и отказа (F)                                      

Логарифмический нормальный закон распределения. Этот законвстречается тогда, когда на протекание исследуемого процесса и его результат влияет большое количество случайных и взаимонезависимых факторов, интенсивность действия которых зависит от достигнутого случайной величиной состояния.

Этот закон используется при описании процессов усталостных разрушений, коррозии, наработки до ослабления предварительной затяжки крепежных соединений и т.д.

Экспоненциальный закон распределения. Он используется там, где вероятность безотказной работы не зависит от того, сколько проработало изделие с начала эксплуатации. Закон не учитывает постепенного изменения параметров технического состояния, а рассматривает внезапные отказы или продолжительность ремонтных воздействий и другие случаи.

1.3  Сбор и обработка статистической информации об отказах

Сбор информации об отказах для планирования проведения работ по сервисным услугам производят как во время движения автомобиля, так и при его техническом обслуживании и ремонте.

Информация об отказах элементов автомобиля, как минимум, содержит две основные величины: наименование отказавшего элемента и величину наработки, при которой произошел отказ. Дополнительная информация типа: марка автомобиля, его возраст, характеристика условий эксплуатации и т.д. предназначена для предварительной обработки информации, а именно – разделение её на группы и подгруппы в зависимости от поставленных целей.

В данном практическом занятии проведем  обработку статистической информации об отказах одного из элементов автомобиля – аккумулятора.  Варианты заданий  об отказах при соответствующих пробегах автомобиля находятся в таблице 1.

Технология обработки основной статистической информации об отказах следующая:

-  получение информации об отказах;

-  разбивка наработки элемента до отказа на интервалы.

Количество интервалов выбирается, исходя из условия:  К  £ 5 × lg n , где    К – количество интервалов;    n – объём выборки;

-  определение числа отказывающих элементов в интервалах, среднего значения выборки, среднеквадратичного отклонения, коэффициента вариации;

-   построение гистограммы зависимости числа отказов (m) от наработки автомобиля(L) и по её характеру определение закона распределения;

-  определение для каждого интервала  статистической вероятности отказа;

-  данные расчета занести в таблицу 2.1;

-  решение задач технического состояния автомобилей.

Таблица 2.1 – Статистические показатели распределения