Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»)

Страницы работы

Содержание работы

Глава 20. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАГОНОПОТОКОВ С МЕСТ ПОГРУЗКИ

20.1. Отправительская маршрутизация

Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффективным способом организации грузовых перевозок. Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортировочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается потребность в вагонах, снижается себестоимость перевозок.

Широкому развитию отправительской маршрутизации способствуют следующие факторы:

–  значительный объем погрузки и выгрузки сконцентрирован на сравнительно небольшом числе станций (около 70% погрузки выполняют примерно 600 станций, а 70% выгрузки - примерно 500 станций);

–  основные грузопотоки образуют массовые грузы, десять видов из которых - каменный уголь и кокс, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минерально-строительные материалы, цемент, химические и минеральные удобрения составляют примерно 84% всего отправления;

–  возможность сгущения вагонопотоков в определенные периоды на основе Устава железных дорог путем составления специальных календарных планов погрузки маршрутов в определенные дни, укрупнения отправок и др.

По условиям организации маршруты с мест погрузки различают:

–  отправительские – погруженные и сформированные одним или несколькими грузоотправителями на одном подъездном пути;

–  ступенчатые – станционные или участковые, погруженные разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла;

–  маршруты, организуемые на станции, выделенной в качестве заадресовочной маршрутной базы – для однородных грузов, поступающих с нескольких станций одного грузообразующего района.

По назначению маршруты с мест погрузки бывают:

прямые, сформированные из вагонов, следующих на одну станцию выгрузки для одного или нескольких получателей;

в распыление, сформированные из вагонов с грузами для разных станций, в том числе для станций одного участка с подборкой вагонов группами по станциям выгрузки, для станций заадресовки грузов получателям, находящимся в установленной зоне обслуживания заадресовочной базы.

По условиям обращения отправительские маршруты различают:

кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;

кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение. При этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Отправительские маршруты могут быть внутридорожными и сетевыми.

Уровень развития отправительской маршрутизации характеризуется рядом показателей, важнейшие из которых - уровень маршрутизации отдельных грузов, распределение маршрутов по дальности пробега, доля маршрутов различных видов.

Высокий уровень отправительской маршрутизации достигнут по таким массовым грузам, как каменный уголь, руда, нефть и нефтепродукты. Для повышения общего уровня маршрутизации имеются большие резервы, особенно, при перевозке таких грузов, как лесные, зерно, черные металлы, цемент, строительные грузы. Необходимо учитывать, что увеличение доли перевозок грузов в отправительских маршрутах на 1% сокращает переработку вагонов на сортировочных станциях.

Уровень маршрутизации в общем отправлении груженых вагонов, который в настоящее время является основным показателем, недостаточно полно характеризует положение с отправительской маршрутизацией, поскольку около одной трети маршрутов следует в распыление.




Значения показателей по годам………..........................................................

1980

1985

1989

Уровень маршрутизации в общем отправлении груженых вагонов.…….

46,8

43,5

Уровень маршрутизации отдельных родов грузов, %:

каменный уголь………………………………………………………….

71,2

68,7

нефть и нефтепродукты……………………………………………………

77,2

73,9

руда всякая………………………………………………………………..

91,8

химические и минеральные удобрения …………………………...........

54,8

57,5

строительные грузы………………………………………………………

50,0

39,1

цемент………………………………………………………………………

40,0

40,6

автомобили………………………………………………………………..

36,4

38,0

черные металлы…………………………………………………………..

33,5

36,2

лесные грузы……………………………………………………………….

18,9

19,1

зерно…………………………………………………………………………...

12,3

6,1

Распределение маршрутов (% к общему объему маршрутизации) по дальности пробега, км:

до 400.............................................................................................................

58

55

57

401 – 1000………………………………………………………………….

21

22

22

1001 – 1500………………………………………………………………….

9

9

11

боле 1500……………………………………………………………………

12

14

10

Доля маршрутов, % погруженных одним отправителем

87

88

87

ступенчатых................................................................................................

13

12

13

следующих на одну станцию выгрузки………………………………….

64

64

61

следующих в распыление..........................................................................

36

36

39

Похожие материалы

Информация о работе