Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффективным способом организации грузовых перевозок. Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортировочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается потребность в вагонах, снижается себестоимость перевозок.
Широкому развитию отправительской маршрутизации способствуют следующие факторы:
– значительный объем погрузки и выгрузки сконцентрирован на сравнительно небольшом числе станций (около 70% погрузки выполняют примерно 600 станций, а 70% выгрузки - примерно 500 станций);
– основные грузопотоки образуют массовые грузы, десять видов из которых - каменный уголь и кокс, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минерально-строительные материалы, цемент, химические и минеральные удобрения составляют примерно 84% всего отправления;
– возможность сгущения вагонопотоков в определенные периоды на основе Устава железных дорог путем составления специальных календарных планов погрузки маршрутов в определенные дни, укрупнения отправок и др.
По условиям организации маршруты с мест погрузки различают:
– отправительские – погруженные и сформированные одним или несколькими грузоотправителями на одном подъездном пути;
– ступенчатые – станционные или участковые, погруженные разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла;
– маршруты, организуемые на станции, выделенной в качестве заадресовочной маршрутной базы – для однородных грузов, поступающих с нескольких станций одного грузообразующего района.
По назначению маршруты с мест погрузки бывают:
прямые, сформированные из вагонов, следующих на одну станцию выгрузки для одного или нескольких получателей;
в распыление, сформированные из вагонов с грузами для разных станций, в том числе для станций одного участка с подборкой вагонов группами по станциям выгрузки, для станций заадресовки грузов получателям, находящимся в установленной зоне обслуживания заадресовочной базы.
По условиям обращения отправительские маршруты различают:
кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение. При этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Отправительские маршруты могут быть внутридорожными и сетевыми.
Уровень развития отправительской маршрутизации характеризуется рядом показателей, важнейшие из которых - уровень маршрутизации отдельных грузов, распределение маршрутов по дальности пробега, доля маршрутов различных видов.
Высокий уровень отправительской маршрутизации достигнут по таким массовым грузам, как каменный уголь, руда, нефть и нефтепродукты. Для повышения общего уровня маршрутизации имеются большие резервы, особенно, при перевозке таких грузов, как лесные, зерно, черные металлы, цемент, строительные грузы. Необходимо учитывать, что увеличение доли перевозок грузов в отправительских маршрутах на 1% сокращает переработку вагонов на сортировочных станциях.
Уровень маршрутизации в общем отправлении груженых вагонов, который в настоящее время является основным показателем, недостаточно полно характеризует положение с отправительской маршрутизацией, поскольку около одной трети маршрутов следует в распыление.
Значения показателей по годам……….......................................................... |
1980 |
1985 |
1989 |
Уровень маршрутизации в общем отправлении груженых вагонов.……. |
46,8 |
43,5 |
|
Уровень маршрутизации отдельных родов грузов, %: |
|||
каменный уголь…………………………………………………………. |
71,2 |
68,7 |
|
нефть и нефтепродукты…………………………………………………… |
77,2 |
73,9 |
|
руда всякая……………………………………………………………….. |
91,8 |
||
химические и минеральные удобрения …………………………........... |
54,8 |
57,5 |
|
строительные грузы……………………………………………………… |
50,0 |
39,1 |
|
цемент……………………………………………………………………… |
40,0 |
40,6 |
|
автомобили……………………………………………………………….. |
36,4 |
38,0 |
|
черные металлы………………………………………………………….. |
33,5 |
36,2 |
|
лесные грузы………………………………………………………………. |
18,9 |
19,1 |
|
зерно…………………………………………………………………………... |
12,3 |
6,1 |
|
Распределение маршрутов (% к общему объему маршрутизации) по дальности пробега, км: |
|||
до 400............................................................................................................. |
58 |
55 |
57 |
401 – 1000…………………………………………………………………. |
21 |
22 |
22 |
1001 – 1500…………………………………………………………………. |
9 |
9 |
11 |
боле 1500…………………………………………………………………… |
12 |
14 |
10 |
Доля маршрутов, % погруженных одним отправителем |
87 |
88 |
87 |
ступенчатых................................................................................................ |
13 |
12 |
13 |
следующих на одну станцию выгрузки…………………………………. |
64 |
64 |
61 |
следующих в распыление.......................................................................... |
36 |
36 |
39 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.