Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 4

По окончании погрузки грузоотправители сообщают в товарно-техническую контору номера загруженных вагонов и массу груза. Такая технология обеспечивает формирование максимально возможного числа отправительских маршрутов с наибольшей дальностью следования. Применима для маршрутизации перевозок большой номенклатуры грузов и прежде всего массовых (строительные, минеральные и химические удобрения, руда, уголь, черные металлы, продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, сельскохозяйственные грузы, машины и др.).

20.4. Формы маршрутизации при специализированных перевозках отдельных грузов

Важная форма отправительской маршрутизации – организация кольцевых маршрутов в районах с устойчивыми экономическими связями предприятий-отправителей и получателей массовых грузов. Основное условие их эффективности:

, где  – расходы, связанные с перевозкой грузов в кольцевых маршрутах (с учетом возможного частичного встречного пробега порожних);  – расходы, связанные с перевозкой грузов вне кольцевых маршрутов;  – дополнительные затраты на подготовку вагонов к перевозке вне кольцевых маршрутов.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов, поэтому экономически выгоден даже некоторый встречный пробег их в порожнем состоянии.

Кольцевые маршруты, обращающиеся между станциями погрузки и выгрузки, можно формировать из обычных или специализированных вагонов. Часто состав вагонов в таких маршрутах остается неизменным, но при определенных обстоятельствах может быть и переменным в зависимости от особенностей работы предприятий - получателей и отправителей грузов. Например, на электростанциях вагоны с топливом подают на выгрузочные фронты непосредственно к топкам котлов и на склады в запас партиями по нескольку штук. В этом случае выгрузка групп вагонов одного состава может закончиться неодновременно. Если на предприятии есть другие вагоны, освобожденные из-под топлива, то нет необходимости ожидать окончания выгрузки вагонов именно данного состава. Кольцевой маршрут на станции погрузки может быть пополнен и другими вагонами. Аналогичное положение возможно и на станциях погрузки кольцевых маршрутов. Например, поступающий в Экибастузский угольный бассейн маршрут из порожних вагонов часто делят на части из 10-15 вагонов, которые подают на различные фронты погрузки. Загружают группы вагонов в разное время, и погрузка некоторых из них может задержаться из-за временного прекращения подачи угля, неисправности оборудования и т.д. Задерживать отправление всего состава нет смысла, если его можно пополнить другими вагонами такого же типа.

Кольцевые маршруты позволяют на 20-25% сократить простой в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее. В последние годы существенно увеличилось число кольцевых маршрутов для вывоза угля из Экибастузского угольного бассейна. Здесь организовано движение внутридорожных и междудорожных маршрутов - на Урал (Свердловская и Южно-Уральская дороги), на Алма-Атинскую дорогу, в район Павлодара. Организация кольцевых маршрутов позволяет не только ускорить оборот вагонов, но и увеличить их статическую нагрузку. На Октябрьской дороге наращивают борта полувагонов для перевозки торфа, платформ для перевозки строительных грузов. Платформы, включенные в кольцевые маршруты («вертушки») для перевозки песка, щебня и других строительных материалов, оборудуют торцевыми щитами, что позволяет загружать на каждую из них 62 т груза. В результате высвобождается треть платформ, занятых в «вертушках», грузооборот же остается прежним.

Чтобы «вертушку» при подаче в карьеры вагонами вперед мог сопровождать составитель, необходимо иметь с обоих концов состава платформы с тормозными площадками. Однако у платформ с металлическими бортами, как правило, тормозных площадок нет, а постановка платформ с деревянными бортами уменьшила бы загрузку «вертушек» на 30–40 т. Выход был найден. На боковой борт платформы навешивают специальные переносные лестницы со стоп-краном, вмонтированным в верхнюю ее часть. Боковая опора лестницы из металлической трубы служит одновременно и воздушной магистралью к стоп-крану. В нижней части лестницы сделано устройство, позволяющее подключиться к тормозной магистрали состава.