Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Имеет место неравенство:

, где  – масса грузов, отправленных в маршрутах, т;  – общая масса, т;  – средняя дальность следования отправительских маршрутов, км;  – средняя дальность следования грузов, км.

Качество организации отправительских маршрутов оценивают показателем , а для улучшения эксплуатационной работы и снижения затрат на перевозки наиболее важен показатель . Для некоторых грузов разрыв между этими показателями достаточно велик, например, для нефтяных грузов 18–20% из-за значительного пробега части цистерн вне маршрутов после проследования станций распыления.

Целесообразно в качестве основного показателя уровня маршрутизации использовать отношение тонно-километров следования грузов в маршрутах к общим тонно-километрам перевозок:

.

20.2. Условия эффективности назначения маршрутов

Определение эффективности маршрутов с мест погрузки заключается в установлении маршрутных назначений, обеспечивающих наибольшую экономию по сравнению с немаршрутными отправлениями. Чтобы определенное назначение можно было включить в план отправительской маршрутизации, оно должно удовлетворять следующим необходимым условиям:

·  суммарный суточный объем погрузки по всем грузам всех грузоотправителей, участвующих в организации отправительских маршрутов рассматриваемого назначения, должен быть не менее нормы длины состава маршрута;

·  суммарная выгрузочная способность за сутки у всех получателей по всем грузам, включаемым в рассматриваемые маршруты, должна быть не менее ;

·  между станцией погрузки маршрута и станцией его назначения должна быть хоть одна техническая станция, на которой по плану формирования предусмотрена переработка вагонопотока данного назначения. Если маршрут формируют или расформировывают на подъездных путях предприятий, от этой работы освобождают станцию примыкания.

Если необходимые условия соблюдаются, назначение проверяется по достаточному условию: дополнительные затраты на организацию маршрутов по сравнению с немаршрутным отправлением на станции погрузки  и на станции выгрузки (если маршруты прямые)  не должны превышать экономии в пути следования  по каждому назначению с мощностью вагонопотока .

Элементы неравенства выражают:

·  в деньгах, используя расходные ставки 1 вагоно-ч, 1 маневрового локомотиво-ч и 1 бригадо-ч. При этом в расходной ставке 1 вагоно-ч учитывается стоимость грузов, а также стоимость и расходы на ремонт тех вагонов, которые используются для их перевозок;

·  в приведенных вагоно-часах, когда все виды затрат с помощью соответствующих экономических эквивалентов приводят к вагоно-часам;

·  в натуральных вагоно-часах, когда учитывают только затраты (и экономию) на простои вагонов и их переработку на станциях в пути следования.

Для расчетов суммарной экономии в пути следования маршрутов используют три следующих критерия:

экономию денежных средств

, где  – суммарная экономия приведенных часов при следовании маршрута без переработки через сортировочные, участковые и грузовые станции;  – соответственно экономия времени на участках погрузки и выгрузки промежуточных станций, г; N- маршрутизируемый вагонопоток;  – расходная ставка одного груженого вагоно-часа соответственно для вагона с данным родом груза и средняя для всех вагонов;  – сумма эквивалентов переработки вагонов и экономия локомотиво-часов и бригадо-часов, приведенных к стоимости 1 вагоно-ч на всех станциях, проходимых маршрутом без переработки;

экономию приведенных вагоно-часов

, где Тэк – общая приведенная экономия вагоно-часов на 1 вагон при пропуске через станцию без переработки;

экономию натуральных вагоно-часов

.

Затраты, связанные с маршрутизацией, на станции погрузки определяют в зависимости от условий образования маршрута;

при погрузке однородных грузов;

при погрузке разнородных грузов;

при погрузке разнородных грузов с накоплением вагонов и их централизованной заадресовкой;

с накоплением загруженных и заадресованных по назначениям вагонов.

На станциях выгрузки дополнительные затраты определяются наличием маневровых средств, фронтов выгрузки, продолжительностью маневровых и грузовых операций.

Общие дополнительные затраты, связанные с маршрутизацией, на станции погрузки для каждого назначения: