Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 7

Работники товарной конторы – маршрутизаторы на основе этих заявок составляют форму (таблица 20.1), используя которую, определяют возможность отправления маршрута. Например, при числе вагонов в маршруте 45 в данную декаду можно организовать маршруты назначением на В и Д. Вагоны назначением на С и далее до Д следует объединить с вагонами, следующими до В. Далее маршрутизатор, учитывая заявки грузоотправителей о желаемых днях погрузки, допустимое сгущение ее на одну станцию выгрузки, выявляет возможность организации маршрутов со всех станций комплекса сначала на одну станцию выгрузки, а затем в адреса по возможности наиболее дальних сортировочных станций. В случае необходимости с отправителями корректируются дни отправки продукции. Составленный маршрутизаторами календарный план погрузки маршрутов на предстоящий плановый период после утверждения в отделении дороги становится обязательным для всех оперативных работников дороги и грузоотправителей.

Таблица 20.1 – Определение возможного числа маршрутов при декадном планировании погрузки

Отправитель

Число вагонов назначением

А и далее до Б

Б и далее до В

В и далее до Г

Г и далее

Станция отправления М:

электроламповый завод

деревообрабатывающий комбинат

химический завод

8

 4

 6

16

14

3

2

6

1

22

65

17

Станция отправления Н:

вагоноремонтный завод

11

18

4

19

Всего

42

88

24

160

Если календарный план на декаду вперед составить не удается, отправление маршрутов можно планировать на пяти-, трех-, или даже суточный период. При коротком периоде планирования (сутки, смена) важно выделить основных грузоотправителей - организаторов маршрутов и особенно четко организовать оформление документов и учет грузов, следующих в различные адреса. Подобная система суточного и сменного планирования маршрутов внедрена и в других узлах железных дорог стран Балтии-Каунасском, Таллиннском, Вентспилсском.

Большое значение для отправительской маршрутизации имеет концентрация грузопотоков. Анализ показывает, что часто одинаковый груз отправляют с разных станций в адреса многих получателей без выполнения условия максимизации струй вагонопотоков при прикреплении поставщиков к потребителям. Планируя прикрепление поставщиков к потребителям, различные ведомства недостаточно учитывают возможность образования отправительских маршрутов при погрузке на различных станциях. Например, со станций С1 и С2 на станции П1 и П2 следует одинаковый груз (рисунок 20.2). Его можно отправлять, прикрепив поставщиков к потребителям без учета концентрации грузопотоков (рисунок 20.2, а) и с учетом концентрации (рисунок 20.2,6). Из рисунка видно, что количество груза, отправляемого со станций С1 и С2 в адрес одного получателя возросло примерно в 1,5 раза.

Рисунок 20.2 – Схема закрепления поставщиков и потребителей

Концентрация грузопотоков на ряде дорог, в том числе и с максимальным сокращением числа потребителей, прикрепляемых к каждому поставщику, позволила значительно поднять уровень маршрутизации. Так, на Куйбышевской дороге максимально сократили число потребителей нефтегрузов, прикрепленных к каждому поставщику. На Юго-Западной сконцентрировали потоки строительных грузов, например, к объединению «Дорстройматериалы» прикрепили предприятия - получателей строительных грузов, расположенные в пределах Юго-Западной дороги, а к Ивановскому камнедробильному заводу - Южной и Московской дорог. Организацию маршрутов увязывают с подводом на грузовые станции порожних вагонов, причем последние по возможности загружают в попутном направлении.

Одна из форм ускоренного продвижения местных вагонов - маршрутно-сборные поезда. Обычно сборные или сборно-участковые поезда формируют на сортировочных или участковых станциях, ограничивающих участок. Используя опыт Белорусской дороги, и сосредоточив на станциях заранее заготовленные документы на отправление грузов, можно организовать сборно-участковые поезда в процессе погрузки непосредственно на грузовой станции. Если вагонов для формирования целого маршрутно-сборного поезда на станции недостаточно, можно отправить группы вагонов на участок разными поездами. Это облегчит условия формирования местных поездов на сортировочных и участковых станциях.