Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 9

Преждевременное расформирование отправительских маршрутов может происходить по следующим причинам: наличие вагонов, неисправных в техническом или коммерческом отношениях и требующих отцепки от поезда; проследование сортировочных станций – пунктов перелома массы или длины поездов, где осуществляется отцепка или прицепка групп вагонов; наличие вагонов, следующих с нарушением плана формирования поездов; неправильная предварительная информация станции о маршрутном поезде; схема путевого развития станции или сложившаяся эксплуатационная обстановка, вызывающая пропуск маршрута через сортировочную горку; заинтересованность работников станции в расформировании маршрута для увеличения размеров переработки вагонов на сортировочной горке. Эти причины не являются достаточным основанием для преждевременного расформирования маршрутов. Создание автоматизированной системы оперативного слежения за продвижением отправительских маршрутов позволит проверять правильность формирования маршрутов, контролировать их отправление, оперативно следить за продвижением, определять местонахождение маршрутов с теми или иными грузами, информировать станции назначения и грузополучателей о следовании в их адрес отправительских маршрутов, контролировать прибытие на станцию назначения или преждевременное расформирование и учитывать погрузку грузов маршрутами.

На всех отделениях Белорусской дороги поездные диспетчеры на графиках исполненного движения ведут учет всех местных и сетевых маршрутов. В отделах учета отделений ежесуточно анализируют их пропуск по диспетчерским участкам. На Юго-Западной дороге организован контроль за ходом погрузки, отправлением, проследованием по участкам, прибытием и выгрузкой местных маршрутов, а также сдачей сетевых маршрутов на соседние дороги.

Основными причинами, затрудняющими повышение уровня маршрутизации при перевозках лесных грузов, являются, как правило, распыленность погрузки и выгрузки, широкая номенклатура грузов, наличие нерациональных транспортных связей, недостатки в планировании перевозок, несогласованность действий планирующих органов, грузоотправителей и железнодорожников при организации маршрутов, слабая экономическая заинтересованность обеих сторон. Применение методов календарного планирования погрузки по маршрутным назначениям и использование специализированного подвижного состава на Северной дороге позволило преодолеть негативные факторы раздробленности вагонопотоков и обеспечить устойчивое снабжение целлюлозно-бумажных комбинатов технологическим сырьем.

Порядок предъявления лесных грузов к перевозкам основывается на использовании календарного планирования погрузки и соблюдении установленных расписаний формирования и вывоза отправительских и ступенчатых маршрутов с грузовых и промежуточных станций участков погрузки. Согласованные по станциям участка календарные расписания погрузки дают возможность укрупнять грузопотоки по направлениям и формировать ступенчатые маршруты на одну станцию выгрузки или станции одного участка.

Введение календарного планирования и перераспределение погрузки соответственно установленному расписанию дает возможность формировать с отдельных лесопогрузочных участков дороги от 4 до 20 маршрутов в месяц. При планировании перевозок основным принципом является введение рациональных транспортно-экономических связей поставщиков и потребителей леса и концентрация на этой основе грузо-и вагонопотоков по отдельным корреспонденциям грузов. Такая система планирования обеспечивает стабильность перевозок леса на целлюлозно-бумажные комбинаты, национальное и эффективное использование специализированного подвижного состава.

Значительную долю грузооборота железнодорожного транспорта составляют перевозки сырья и топлива между непрерывно действующими поставщиками (шахты, горнообогатительные комбинаты, карьеры) и потребителями (металлургические комбинаты, ТЭЦ, строительные организации и др.) по устойчивым технологическим связям. В связи с недостаточной ритмичностью перевозок сырья и топлива, как у потребителей, так и у поставщиков периодически образуются сверхнормативные запасы материалов, что требует организации повторных процессов перегрузки и дополнительных складских помещений.

Для организации ритмичных перевозок конкретным предприятиям-поставщикам и потребителям продукции предназначена единая типовая межотраслевая технология (ЕТМТ) «Ритм». ЕТМТ предусматривает организацию перевозок кольцевыми маршрутами и группами вагонов, пропуск груженых и порожних маршрутов по твердым ниткам графика с отправлением и прибытием грузов в согласованное с грузовладельцами время, с закреплением специально выделенных вагонов и их срочным возвратом, с ускорением доставки грузов по сравнению со сроками, установленными Правилами перевозок грузов. Вводятся договорные тарифы, покрывающие дополнительные затраты железных дорог, но сохраняющие предприятиям экономический эффект при внедрении этой технологии.