Организация вагонопотоков с мест погрузки (Глава 20 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 6

3.  Предварительно в вариант плана включают каждое назначение, удовлетворяющее необходимым условиям и обеспечивающее соблюдение достаточного условия.

4.  Если рассматриваемое назначение плана перевозок не удовлетворяет необходимым и достаточным условиям, к нему присоединяют ранее выделенное маршрутное назначение. Если при этом экономия в пути следования меньше потерь экономии у рассматриваемого назначения по отношению к ближнему по плану формирования, объединенное назначение включается в план маршрутизации. В противном случае рассматриваемое назначение присоединяется к более ближнему по плану формирования.

5.  Струю или объединение струй, не отвечающие условиям маршрутизации, а ближней станцией по плану формирования для них является первоначальная техническая станция, относят к немаршрутным.

Расчет плана маршрутизации на ЭВМ представляет собой решение комбинаторной задачи с построением так называемого графа назначений, в котором назначения располагаются по отношению друг к другу не по связующим железнодорожным линиям, а по плану формирования поездов на технических станциях, т. е. ветви графа соответствуют назначениям плана формирования. Граф назначений позволяет объединять назначения таким образом, чтобы обеспечивалось неразъединение маршрутов до их прибытия на станциях назначения. Например, смежные назначения на В и Г (рисунок 20.1, а, б) нельзя объединить в маршрут, так как они расположены на разных ветвях графа и в случае их объединения маршрут придется расформировать на станции Б. Аналогично не могут быть объединены вагоны назначением на Е и Д - объединить их можно только до станции Г, Этот прием позволяет с помощью ЭВМ рассмотреть различные варианты маршрутизации и образовать оптимальный план маршрутизации.

Рисунок 20.1 – Граф назначений вагонопотоков

Расчет плана маршрутизации на ЭВМ выполняется в два этапа. На первом этапе струи, не удовлетворяющие необходимым условиям маршрутизации, объединяют для получения конкурентоспособных назначений, отвечающих этим условиям. На втором этапе из конкурентоспособных назначений образуют варианты плана, из которых выбирают оптимальный вариант с наименьшими приведенными затратами.

Основным планом формирования маршрутов является месячный план. Он рассчитывается с помощью ЭВМ для каждого грузоотправителя на основе месячных развернутых планов перевозок грузов. Месячные планы перевозок - наиболее надежная информационная база для составления планов маршрутизации, так как фактические объемы перевозок за месяц незначительно отличаются от плановых, а изменение назначений из-за переадресовки мало влияет на маршрутизацию в целом.

Расчеты можно проводить в двух режимах: поточном, т. е. подряд для всех грузоотправителей дороги с составлением планов для всех отделений и дороги в целом, и выборочном - только для отдельных грузоотправителей или отделений дороги.

20.6. Передовые методы организации отправительской маршрутизации

На ряде дорог достигнут высокий уровень отправления грузов маршрутами. Этому способствует развитие системы маршрутизации и широкое распространение передового опыта маршрутизации.

Использовав элементы технологии Белорусской дороги и календарное планирование, на железных дорогах стран Балтии организовали формирование маршрутов из вагонов с грузами, отправляемыми небольшими партиями. В Рижском узле, исследовав структуру вагонопотоков, признали целесообразным объединить семь грузовых станций узла в два самостоятельных комплекса для совместной погрузки маршрутов. В каждом комплексе определена опорная станция маршрутизации. В отличие от системы, применяемой на Белорусской дороге, в Рижском узле не отправляют массовые однородные грузы, и возможностей заадресовки их нет, поэтому и отправители не передают накладные станциям заблаговременно. Каждый из них одновременно отправляет небольшие партии вагонов. На каждую декаду установлены точные (календарные) даты погрузки различных грузов в адрес либо определенных станций выгрузки, либо по возможности наиболее дальней сортировочной станции. Все грузоотправители передают на опорную станцию маршрутизации декадную заявку на погрузку, в которой указывают: наименование груза, число и род вагонов, станцию и дорогу назначения, желаемые дни погрузки.