4 Организация работы локомотивов и локомотивных бригад
Важное значение при осуществлении перевозочного процесса имеет организация работы локомотивов и локомотивных бригад. От системы эксплуатации локомотивов зависит успех всего перевозочного процесса. Подробно этот вопрос освещен в учебном пособии [12].
4.1 Организация работы локомотивов
Парк локомотивов, находящийся в распоряжении дороги (депо), подразделяют на эксплуатируемый и не эксплуатируемый. Эксплуатируемый парк составляют исправные локомотивы, занятые ео всех видах работы, в ожидании работы, а также находящиеся под операциями технологического осмотра и экипировки. Неэксплуатируемый парк состоит из исправных и неисправных локомотивов, находящихся в резерве дороги, в техническом обслуживании ТО-5 и др.
Локомотивы эксплуатирует на участках обращения. Способы обслуживания поездов локомотивами описаны в гл. 4 [3]. Участок обращения локомотивов – это часть железнодорожной сети, ограниченная пунктами их оборота. Пункт оборота локомотивов – станция, на которой все локомотивы, прибывающие с поездами (или резервом), отправляются с поездами (или резервом) только во встречном направлении. Для приближенных расчетов длин участков обращения локомотивов можно воспользоваться рекомендациями, представленными в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Рекомендуемые оптимальные длины участков обращения локомотивов и работы бригад
Транзитный поток на направлении |
Протяженность участков работы бригад, км |
Оптимальная длина участков обращения локомотивов на линиях, км |
|
однопутных |
двухпутных |
||
Без переработки (более 50 %) |
50 – 100 100 - 130 150 - 200 200 - 250 |
350 – 600 600 – 750 750 – 820 |
- 750 – 900 900 - 1000 1000 – 1100 |
С переработкой (более 50 %) |
50 - 100 100 - 150 150 – 200 200 - 250 |
300 – 500 500 – 600 600 - 700 |
- 650 – 750 750 - 850 850 – 950 |
Работу локомотивов и показатели их использования учитывают по участкам работы локомотивных бригад, по депо приписки и в границах отделения дороги. Различают количественные и качественные показатели.
Количественные показатели характеризуют объем работы локомотивного парка, за сутки, месяц, квартал, год. Это локомотиво-километры пробега ΣML, локомотиво-часы работы ΣМТ, тонно-километры брутто перевозок ΣQL.
Качественные показатели определяют уровень использования локомотивного парка по различным критериям и параметрам. К основным качественным показателям относятся: техническая и участковая старости, оборот локомотива, коэффициент потребности на пару поездов, среднесуточный пробег и средняя масса поезда, среднесуточная производительность локомотива и др. Подробный расчет этих показателей изложен в учебном пособии [12].
В проекте необходимо определить участки обращения локомотивов на направлении А - Е, обороты (полный и участковые), среднесуточный пробег, производительность и потребный эксплуатационный парк локомотивов.
Полным оборотом называют время в часах, за которое локомотив обслуживает одну пару поездов на всем участке своего обращения от отправления со станции депо приписки с поездом до следующего отправления с этой же станции.
Эксплуатационным оборотом называют время в часах, за которое локомотив обслуживает одну пару поездов на всем участке обращения от выхода из депо приписки до возвращения в депо приписки. Эксплуатационный оборот локомотива (в дальнейшем оборот локомотива) определяется по формуле
, (4.1)
где L – длина участка обращения локомотива, км;
– средневзвешенная участковая скорость, км/ч;
tот – время от выхода локомотива из депо до-отправления со станции депо приписки, в данном примере 0,83 ч или 50 минут;
tпр – время от прибытия локомотива на станции депо приписки до возвра-
-щения в это депо (принимаем 0,67 ч или 40 минут);
Σtсб – простой локомотива на станциях смены локомотивных бригад (при-нимаем 70 минут на одну смену бригад);
Σtоб – простой локомотива в пунктах оборота (принимаем 100 при отсут-ствии ТО-2 и 165 минут – при наличии технического обслуживания
ТО-2).
Определение оптимальной длины и границ участков обращения локомотивов является сложной технико-экономической задачей.
факторы, определяющие выбор оптимальной длины и рациональных границ участков обращения локомотивов, разделяют на три группы.
К первой группе относят географические и транспортные условия данного полигона, сети, ко второй группе относят некоторые ограничительные условия. Первое из них – это нормативный пробег локомотива между очередными техническими обслуживаниями (ТО-2). Второе определяется запасом и расходом топлива и песка и др. Третьей группой и является экономическая целесообразность и обеспечение оптимального управления перевозочным процессом.
Обычно оптимальная длина участка обращения локомотивов определяется по нормативному времени работы между ТО-2. При этом необходимо учитывать запас топлива и песка локомотива, географические и транспортные условия полигона сети (размещение основных и оборотных депо, участковых и сортировочных станций и др.), а также третья группу факторов, руководствуясь данными таблицы 4.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.