Ответы на экзаменационные вопросы № 1-67 по дисциплине "Транспортное право" (Виды договоров на перевозку грузов. Юридическое значение заявки на перевозку грузов и порядок определения объемов перевозок грузов ЖТ), страница 5

Основными определяющими нормативными актами являются законы. Законы –это нормативные акты высших органов государственной власти.

Основным законом РБ является конституция РБ, где в законодательном порядке закреплены основы государственного устройства, система хозяйствования, собственность на средства производства, определение основных прав и обязанностей граждан и другие положения. Нормы конституции обладают наивысшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам, и представляют собой юридическую базу всего законодательства РБ.

В области регулирования гражданских отношений является ГКРБ.

Наряду с законами РБ, нормативными актами высших органов гос. васти являются нормативные акты президента РБ и президиума Национального собрания РБ.

Наряду с законами законодательством, в широком смысле этого слова, включают и др. нормативные акты, носящие подзаконный характер, т.е. изданные на основании и в строгом соответствии с законами и развивающие, конкретизирующие основные положения законов. Законодательство – это совокупность нормативных актов или система нормативных актов, рассматриваемых как единое целое.

Законы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным актам. Подзаконные нормативные акты могут приниматься советом министров РБ – как высшим исполнительным органом власти, отдельными министерствами и ведомствами, местными органами власти и др. в соответствии с их компетенцией.

10 Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины БЧ в несохраности перевозимого груза.

В п.114 УЖТ приведен исчерпывающий перечень обстоятельств при ссылке на которые ЖД считается невиновной в несохраности перевозимого груза и ГО, ГП должен доказать наличие вины БЧ в несохраности перевозимого груза в том случае, когда он хочет возложить ответственность  за несохраность на БЧ. Однако практика в РБ на основании ГК РБ под нормами УЖТ считает последний абзац п.114 УЖТ не действующим, а следовательно и при наличии обстоятельств, указанных в п.114 УЖТ БЧ должна доказать свою невиновность в несохранной перевозке, опираясь на эти обстоятельства.

Обстоятельства (п.114 УЖТ) следующие:

1) прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными пломбами(ЗПУ) ГО или на исправном ОПС при наличии признаков свидетельствующих о сохранности перевозимого груза. Это свидетельствует о том, что в процессе перевозки доступа к грузу не было, и он прибыл в том же состоянии и количестве, в котором был погружен ГО.

2) несохраность груза вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на ОПС. Несохраность груза в данном случае происходит в результате действия неблагоприятных условий и других обстоятельств, которые не зависят от БЧ, при этом важнейшим моментом для определения ответственности за несохраность перевозимого груза в подобных случаях является вопрос правильности перевозки груза именно на ОПС.

3) прибытие и перевозка груза в сопровождении проводника ГО, ГП. Сфам факт сопровождения груза проводником не всегда служит основанием для освобождения ЖД от ответственности за несохраность, т.к. несохраность может быть вызвана непринятием необходимых мер, независящих от проводника со стороны БЧ.

4) непревышение норм естественной убыли и предельных расхождений в результатах определения массы.

5) несохраность груза в результате неправильности или неполноты сведений, указанных ГО в накладной.

6) невыполнение или ненадлежащее выполнение  ГО и ГП таможенных и других правил.

11 Определение платы за пользование вагонами и контейнерами. Условия освобождения от платы за пользование вагонами и контейнерами.

Время нахождения вагонов (контейнеров) на ответственном простое организации для взыскания платы за пользование вагонами (контейнерами) определяется следующим способом (п. 80 УЖТ):

1) при обслуживании подъездного пути локомотивом, принадлежащим предприятию Белорусской железной дороги, исчисляется с момента фактической подачи вагонов (контейнеров) к месту погрузки или выгрузки до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителя, грузополучателя, предприятия (организации), которому принадлежит подъездной путь, уведомления о готовности вагонов (контейнеров) к уборке при условии оформления необходимых перевозочных документов.