Ответы на экзаменационные вопросы № 1-67 по дисциплине "Транспортное право" (Виды договоров на перевозку грузов. Юридическое значение заявки на перевозку грузов и порядок определения объемов перевозок грузов ЖТ), страница 11

Вопрос о замене утраченных вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, или возмещении их стоимости решается по истечении трех месяцев в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

21.Ответственность за неочистку перевозочных средств.

Очистка вагонов и контейнеров после выгрузки производится в специально отведенном и оборудованном для этих целей месте производившими выгрузку грузополучателем, портом (пристанью) или предприятием Белорусской железной дороги.

При этом они обязаны: полностью выгрузить груз, в том числе ранее перевозившийся; удалить из разгруженного вагона и контейнера бумагу, картон, доски и другие средства предохранения и упаковки груза, проволочные закрутки, стойки и иные средства крепления груза, не являющиеся принадлежностью вагона;

очистить вагон, контейнер как с внутренней, так и с наружной стороны, включая ходовые части вагонов, удалив остатки защитной пленки, эмульсии и других профилактических  средств, меловые разметки, наклейки и прочее; после перевозки пылящих грузов обмести пол, стены и потолок кузова вагона, контейнера, а также кузов снаружи.

Не полностью выгруженные, не очищенные, не промытые после выгрузки (слива) вагоны, контейнеры предприятия Белорусской железной дороги имеют право не принять от грузополучателя, порта (пристани).

Грузовая операция (выгрузка) считается неоконченной вплоть до полной выгрузки груза, очистки и промывки вагонов, контейнеров от остатков грузов и оформления перевозочных документов. Грузополучатель, предприятие внутреннего водного транспорта при этом уплачивают предприятиям Белорусской железной дороги плату за пользование вагонами (контейнерами) железной дороги или плату за нахождение вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной дороги.

В случаях обнаружения не полностью выгруженного, неочищенного, непромытого вагона, контейнера на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной дороги (независимо от места обнаружения невыгруженного, неочищенного, непромытого вагона, контейнера непосредственно на железнодорожной станции выгрузки или на другой железнодорожной станции) с грузополучателя, взыскивается штраф в размерах, 2 базовых величин за универсальный вагон, контейнер и 3 базовых величин за специализированный. Грузополучатель уплачивает вагонприятию Белорусской железной дороги плату за пользование вагонами (контейнерами) железной дороги или плату за все время нахождения вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, под довыгрузкой, очисткой, промывкой на железнодорожных промывочно-пропарочных станциях или на железнодорожных станциях очистки.


22. Ответственность за не сохранность грузов.

Предприятия Белорусской железной дороги несут имущественную ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, происшедшие после принятия груза к перевозке до выдачи его грузополучателю. По общим нормам гражданского законодательства вина транспортного предприятия, осуществляющего перевозку, в не сохранности груза предполагается, т.е. действует принцип презумпции виновности. БЧ считается виновной если не докажет, что не сохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые предприятия Белорусской железной дороги не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело, в частности вследствие:

-причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

-особых естественных свойств перевозимого груза;

-недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном их осмотре при приеме груза к перевозке, применения тары, не соответствующей свойствам груза либо установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

-сдачи груза к перевозке без указания в перевозочных документах его свойств, требующих особых условий либо мер предосторожности при перевозке или хранении;

-сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.