Перечисленные свойства АТС оценивают приближенными значениями основных показателей и анализируют полученные результаты с целью последующей разработки рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации подвижного состава.
6.1 Устойчивость АТС (легкового автомобиля ВАЗ 2105)
Устойчивость АТС оценивают с помощью параметров положения и параметров движения. В настоящее время параметры положения и движения не имеют строгой определенности в терминологии, требованиях и методах оценки. В теории автомобиля широко используют следующие показатели устойчивости (13):
· Критический (предельный) угол бокового крена по скольжению;
· Критический (предельный) угол бокового крена по опрокидыванию;
· Критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по заносу (боковому скольжению);
· Критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по опрокидыванию;
При наличии бокового ветра и повышенной скользкости дорожного покрытия, что характерно для многих климатических зон страны, определяют и критическую скорость ветра по заносу АТС.
Для получения приближенных значений критических углов бокового крена по скольжению(угла заноса bз)
bз=arctg(j) (6.1)
bз=arctg(0,5)=26,56 и опрокидыванию (bо) используют зависимости, не учитывающие деформацию рессор и шин:
bо=arctg () (6.2)
bо=arctg () =56,6
где hа – ордината центра масс груженного АТС
Критическую скорость криволинейного движения АТС по заносу находят из условия равенства поперечной составляющей центробежной силы и максимальной по специально суммарной боковой реакции всех колес ПС:
(6.3)
Где q - средний угол поворота управляемых колес;R – радиус поворота подвижного состава (Rmin=5,6; Rзад=100 )
(6.4)
Таблица 6.1- Легковой автомобиль ВАЗ 2105
j |
||||
0,1 |
0,5 |
0,9 |
||
bз, град |
5,7 |
26,56 |
41,98 |
|
Vз приRmin |
2,2 |
4,9 |
6,6 |
|
Vз приRзад |
9,9 |
22,1 |
29,7 |
Приближенное значение критической скорости про опрокидыванию рассчитывают по зависимости, также не учитывающей деформацию шин АТС :
(6.4)
При R=5,6м
При R=100м
Критическую (предельную) скорость ветра по заносу АТС определяют в следующем порядке. По масштабному чертежу груженного АТС рассчитывают площадь его боковой проекции и определяют геометрический центр этой площади – центр парусности. Выбирают значение коэффициента аэродинамического сопротивления из прил. 4 по принципу примерного соответствия лобовой и боковой поверхности АТС. Затем, приняв, что сила сцепления всех колес с дорогой в боковом направлении больше или равна силе потока воздуха, т.е.
³Pв или с учетом значения силы потока воздуха (ветра)
³
где Fd - боковая площадь ПС
Fd=3,7264; Сх=0,75
откуда критическую скорость бокового ветра, м/с
Vв£ (6.5)
2 При j=0,5 Vв£79,49
3 При j=0,9 Vв£106,6
Рекомендации по безопасной эксплуатации АТС (с точки зрения устойчивости) представлены ответами на следующие вопросы:
1. Угол bз= 26,560 лимитирует боковой крен АТС по заносу при jзад=0,5 который соответствует мокрому асфальтобетону, следовательно, чтобы не произошло заноса автомобиль рекомендую не поворачивать рулевое колесо более 26,65 градусов, в данных дорожных условиях.
Угол bо= 56,60 лимитирует боковой крен АТС по опрокидыванию в тех же дорожных условиях, что и выше, следовательно рекомендую не превышать угол поворота свыше 56,6 градусов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.