Анализ эксплуатационных свойств автомобиля ВАЗ 2105, страница 15

Перечисленные свойства АТС оценивают приближенными значениями основных показателей и анализируют полученные результаты с целью последующей разработки рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации подвижного состава.

6.1  Устойчивость АТС (легкового автомобиля ВАЗ 2105)

Устойчивость АТС оценивают с помощью параметров положения и параметров движения. В настоящее время параметры положения и движения не имеют строгой определенности в терминологии, требованиях и методах оценки. В теории автомобиля широко используют следующие показатели  устойчивости (13):

·  Критический (предельный) угол бокового крена по скольжению;

·  Критический (предельный) угол бокового крена по опрокидыванию;

·  Критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по заносу (боковому скольжению);

·  Критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по опрокидыванию;

При наличии бокового ветра и повышенной скользкости дорожного покрытия, что характерно для многих климатических зон страны, определяют и критическую скорость ветра по заносу АТС.

Для получения  приближенных значений критических углов бокового крена по скольжению(угла заноса bз)

bз=arctg(j)                                                  (6.1)

bз=arctg(0,5)=26,56        и опрокидыванию (bо) используют зависимости, не учитывающие деформацию рессор и шин:

bо=arctg ()                                        (6.2)

bо=arctg () =56,6

где hа – ордината центра масс груженного АТС

Критическую скорость криволинейного движения АТС по заносу находят из условия равенства поперечной составляющей  центробежной силы и максимальной по специально суммарной боковой реакции всех колес ПС:

                                                                                (6.3)

Где q - средний угол поворота управляемых колес;R – радиус поворота подвижного состава (Rmin=5,6; Rзад=100 )

                                                                                              (6.4)

Таблица 6.1- Легковой автомобиль ВАЗ 2105

j

0,1

0,5

0,9

 

bз, град

5,7

26,56

41,98

 

Vз приRmin

2,2

4,9

6,6

 

Vз приRзад

9,9

22,1

29,7

 

Приближенное значение критической скорости про опрокидыванию рассчитывают по зависимости, также не учитывающей деформацию шин АТС :

                                                  (6.4)

При R=5,6м         

При R=100м          

Критическую (предельную) скорость ветра по заносу АТС определяют в следующем порядке. По масштабному чертежу груженного АТС рассчитывают площадь его боковой проекции и определяют геометрический центр этой площади – центр парусности. Выбирают значение коэффициента аэродинамического сопротивления из прил. 4 по принципу примерного соответствия лобовой и боковой поверхности АТС. Затем, приняв, что сила сцепления всех колес с дорогой в боковом направлении больше или равна силе потока воздуха, т.е.

³Pв или с учетом значения силы потока воздуха (ветра)

³ 

где Fd - боковая площадь ПС

Fd=3,7264;        Сх=0,75

откуда критическую скорость бокового ветра, м/с

Vв£                                         (6.5)

1  При j=0,1                      Vв£

2  При j=0,5                               Vв£79,49

3  При j=0,9                                Vв£106,6

Рекомендации по безопасной эксплуатации АТС (с точки зрения устойчивости) представлены ответами на следующие вопросы:

1.  Угол bз= 26,560 лимитирует боковой крен АТС по заносу при jзад=0,5 который  соответствует мокрому асфальтобетону, следовательно, чтобы не произошло заноса автомобиль рекомендую не поворачивать рулевое колесо более 26,65 градусов, в данных дорожных условиях.

Угол bо= 56,60 лимитирует боковой крен АТС по опрокидыванию в тех же дорожных условиях, что и выше, следовательно рекомендую не превышать  угол поворота свыше 56,6 градусов.