Описание работы
Постановка задачи
В процессе эксплуатации информационная система может оказаться в одном из следующих состояний: 1) требуется частичное обновление данных; 2) требуется частичная модернизация программного обеспечения информационной системы; 3) требуется полная замена программного обеспечения; 4) требуется капитальная модернизация всей информационной системы. В зависимости от сложившейся ситуации руководство фирмы может принять такие решения: 1) произвести модернизацию своими силами, что потребует затрат, равных a11, a12, a13, a14 тысяч рублей в зависимости от состояния информационной системы (в затраты включены стоимость модернизации компьютерного оборудования, расходы на покупку готового или разработку нового программного обеспечения, убытки, связанные с ухудшением качества работы информационной системы); 2) произвести модернизацию с помощью специалистов-разработчиков информационных систем, что вызовет затраты, равные a21, a22, a23, a24 тысяч рублей; 3) заменить информационную систему новой, на что будет израсходовано a31, a32, a33, a34 тысяч рублей. Используя игровой подход, составить рекомендации по оптимальному образу действий руководства фирмы, если
1) накопленный опыт свидетельствует о том, что вероятности указанных состояний информационной системы составляют соответственно q1, q2 и q3;
2) имеющийся опыт подтверждает, что все четыре состояния системы равновероятны;
3) вероятности указанных состояний информационной системы неизвестны.
Моделирование игровой ситуации.
Рассматриваемая задача может быть формализована в виде статистической игры. Здесь в качестве статистика A выступает руководство фирмы, обладающее тремя стратегиями: A1 - произвести модернизацию своими силами; A2 - произвести модернизацию с помощью специалистов-разработчиков информационных систем; A3 - заменить информационную систему новой. Вторым игроком здесь следует считать «природу» П - комплекс внешних условий, в которых функционировала информационная система и которые определили четыре возможных состояния П1, П2, П3 и П4, указанные в задаче. «Выигрышами» статистика A будут затраты, связанные с реализацией решений (стратегий) A1, A2 и A3 и составляющие платежную матрицу
стратегии |
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
A1 |
-a11 |
-a12 |
-a13 |
-a14 |
A2 |
-a21 |
-a22 |
-a23 |
-a24 |
A3 |
-a31 |
-a32 |
-a33 |
-a34 |
Для выработки рекомендаций необходимо провести исследование игры. В случае заданных вероятностей состояний природы (п. 1) следует найти оптимальные чистые стратегии, пользуясь критерием Байеса, при равновероятных состояниях природы (п. 2) - критерием Лапласа и при неизвестных вероятностях (п. 3) - критериями Вальда, Сэвиджа и Гурвица (значение параметра g в критерии Гурвица задается). На основании результатов исследования игры по совокупности указанных критериев следует рекомендовать ту стратегию, которая оказывалась оптимальной чаще других.
1. Получить задание у преподавателя (варианты исходных данных см. в таблицах 4.2 и 4.3).
2. Построить модель описанной ситуации в виде статистической игры, выявить ее участников, указать возможные чистые стратегии сторон.
3. Составить платежную матрицу.
4. Найти оптимальные чистые стратегии по каждому из описанных выше критериев и дать рекомендации руководству фирмы по работе с информационной системой, чтобы минимизировать потери.
5. Составить отчет, включив в него титульный лист, краткие теоретические сведения, формулировку задания, все расчеты и рекомендации.
Таблица 4.2. Варианты 1 - 10
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.