2. Данный документ создаётся либо государственным органом, либо организацией, уполномоченной на его издание. Таким образом, нормативно-правовые акты могут исходить не только от государства, но и от негосударственных структур. В трудовом праве такие акты именуют локальными нормативными актами (например, регламент внутреннего распорядка).
3. Данный документ принимается в определённом порядке, т.е. имеется определённая процедура, несоблюдение которой влечёт за собой признание акта незаконным.
4. Нормативно-правовой акт содержит правила поведения. Не все акты, исходящие от органов государства, являются нормативно-правовыми. Акты, издаваемые органами государственной власти в целях оперативного управления деятельностью государства, называют просто правовыми актами или правоприменительными актами (распоряжения, указания, приговоры, решения и т.д.). С другой стороны, бывают случаи, когда имеется письменный документ, в котором содержатся нормы, которые правовыми не являются (например, кодекс поведения судей или кодекс журналистской этики). Соответственно такие документы можно называть нормативными, но не правовыми, поскольку они содержат в себе иные социальные нормы.
Классификация нормативно-правовых актов:
В зависимости от степени их внутренней упорядоченности нормативно-правовые акты делят на кодифицированные и некодифицированные.
Самым распространённым является деление всех нормативно-правовых актов по юридической силе на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий следующими отличительными признаками:
1. Издаётся высшим органом государственной власти или непосредственно народом на референдуме.
2. Закон обладает наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов.
3. Закон принимается в особом, наиболее усложнённом и детализированном порядке.
4. Закон принимается по наиболее важным глобальным вопросам.
Сами законы также различаются по своей юридической силе:
Наивысшей юридической силой обладает Конституция (основной закон, либо система таковых законов). Конституция бывает кодифицированной или некодифицированной. По способу принятия бывают дарованные и народные конституции.
Органические законы. В России это федеральные конституционные законы. Они органично вписаны в основной закон, т.е. Конституция ссылается на них и, таким образом, обязывает законодательный орган их принять.
Текущие законы. В России это федеральные законы.
Иногда выделяют так называемые чрезвычайные законы – это законы, которые может принимать в чрезвычайной ситуации тот орган, который в обычных условиях не может этого делать.
Классификация законов по юридической силе в федеративных государствах: федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой в том случае, если приняты в пределах полномочий Федерации, и законы субъектов Федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются органами исполнительной, судебной, контрольной власти или негосударственными организациями, направлены на детализацию и конкретизацию положений законов, обладают меньшей, чем законы юридической силой, издаются с соблюдением упрощённой процедуры принятия, регулируют второстепенные вопросы общественной жизни.
По юридической силе подзаконные нормативно-правовые акты можно разделить на акты, изданные государственными органами, и акты, издаваемые негосударственными организациями (локальные нормативно-правовые акты).
Действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта во времени.
1. Начало действия нормативно-правового акта. Можно говорить о следующих вариантах:
· С момента, указанного в самом акте либо в том акте, который вводит его в действие. Здесь содержатся оперативные нормы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.