3. Консолидация, т.е. деятельность уполномоченного государственного органа, направленная на сведение множества нормативно-правовых актов в один укрупнённый акт. Не меняется содержание правового регулирования (т.е. не создаются новые нормы). Все ранее принятые акты объединяются в укрупнённом акте с редакционной обработкой (как правило, устраняются повторы). Объединяемые акты утрачивают силу, вместо них начинает действовать укрупнённый акт. Консолидация осуществляется только правотворческими органами и только в отношении тех актов, которые были приняты этими органами.
4. Кодификация – это особая форма систематизации, предполагающая коренную переработку действующего законодательства. Если при консолидации возникают только новые нормативно-правовые акты, но не возникает новых правовых норм, то при кодификации создаётся и новый нормативно-правовой акт, и принципиально новые нормы. По сути кодификация означает изменение правового регулирования общественных отношений. Выделяют два вида кодификации:
· Отраслевая, при которой в акт кодификации объединяются нормы определённой отрасли.
· Специальная, когда кодифицируется определённый институт права (например, КоАП кодифицирует институт административной ответственности).
Результат кодификации, т.е. кодификационные акты, можно разделить на три группы в зависимости от детализации правового регулирования:
· Основы (основные начала) законодательства. Такие акты устанавливают общие положения и принципы правового регулирования. Особенность основ заключается в том, что данный акт пишется не для правоприменителей, а для законодателей. Соответственно, и содержит в себе основы предписания двоякого рода: 1) общие нормы, в которых содержатся общие принципы институтов или отраслей (данные нормы не нуждаются в детализации, в дальнейшем просто текстуально воспроизводятся); 2) те нормы, которые могут быть конкретизированы в дальнейшем законодателем. Акты типа основ имеют место в федеративных государствах и принимаются на уровне федерального центра для обеспечения единства правового регулирования. На их основе законодатель субъекта федерации создаёт свои кодифицированные акты.
· Это акты, которые охватывают все области данной отрасли права, но при этом не исключают принятие не кодифицированных актов, детализирующих их отдельные положения.
· Акты, исчерпывающим образом регулирующие данный вид общественных отношений и исключающие принятие дополнительных нормативных актов (например, УК).
Система права.
Система права – это его внутренняя структура, обусловленная единством и дифференциацией норм права. Единство правовых норм обусловлено их единой природой (нормативный регулятор общественных отношений) и единым их социальным назначением. Дифференциация правовых норм вызвана разнообразием тех общественных отношений, которые они регулируют. Система права – это объективное явление, не зависящее от законодателя. Она отражает структуру общественных отношений того или иного общества. При этом каждой отрасли права соответствует область общественных отношений.
Структурно система права включает в себя следующие элементы (в порядке убывания):
1. Отрасль права.
2. Подотрасль.
3. Институт.
4. Субинститут.
5. Правовая норма.
Существуют термины «правовая система» и «система законодательства». Под правовой системой понимают всю юридическую действительность того или иного общества. Правовая система разбивается на следующие компоненты или подсистемы:
1. Нормативная подсистема, куда включается система права и система законодательства.
2. Идеологическая подсистема, куда включают правовую идеологию и правовую психологию.
3. Институциональная подсистема, куда включают все юридические учреждения того или иного общества, а также систему юридического образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.