Историческая школа права не считает право интернациональным институтом. Право национально, развивается постепенно и выражает сознание той или иной нации.
Социологическое правопонимание
Роско Паунд, Эрлих.
Предлагается изучать право в действии.
Право никогда целиком не содержится в законах. Законы только тогда совпадают с правом или становятся правом, когда они применяются. Те нормы, которые зафиксированы в законах, являются мёртвым правом, поскольку общественные отношения развиваются динамично, и законодатель не успевает зафиксировать в норме закона эти изменения (т.е. законодатель вечно опаздывает и, как правило, охватывает своим обобщением те отношения, которые или уже изменились, или вообще исчезли). Поскольку представители этой школы считали, что законодательство – это сравнительно поздняя стадия развития права, и законодательству предшествовало право юристов, то предлагается предоставить практикующим юристам, в частности судьям, так называемое право «широкого судейского усмотрения». По их мнению, судьи, находясь в гуще народа, лучше, чем законодатели знают общественные потребности. Следовательно, именно они должны иметь возможность «наполнять старые нормы новым содержанием», т.е. толковать и применять их, исходя из реально сложившегося порядка общественных отношений.
Представители этой школы подразумевают под правом правовой порядок.
Недостатки: допущение и оправдание судебного произвола. Правоприменитель начинает подменять законодателя. Толкованием можно создать новое правило поведения.
Достоинства: это реалистичная концепция. Нормы права, абстрактно сформулированные законодателем, в процессе их применения начинают толковаться. Получается, что абстрактная норма не существует без практики её применения. А эта практика в конечном итоге формулируется в разъяснениях высших судебных инстанций. Кроме того, законодатель достаточно часто сваливает работу на правоприменителя, употребляя так называемые оценочные понятия, которые в дальнейшем начинают конкретизироваться, исходя из окружающей реальности.
Психологическая школа права (теория права)
Петражицкий «Общая теория права в связи теорией нравственности».
В основе всех поступков человека лежат эмоции. Этические эмоции – это те переживания, которые возникают у человека в результате формирования представления об определённых его поступках. Эти переживания предлагается делить на эмоции моральные и правовые. Моральные (императивные, беспритязательственные) эмоции – это такие переживания о своих обязанностях, в которых право потребовать исполнения такой обязанности не связано с определённым субъектом (т.е. право требования не закреплено или не атрибутируется с определённым субъектом). Право – это результат правовых эмоций (притязательственные, императивно-атрибутивные, двусторонние). Правовые эмоции – это такие переживания, в которых чувство обязанности совмещено с представлениями о правомочии (это представления о том, что другой субъект вправе потребовать исполнения определённой обязанности. Право – это комплекс этических переживаний, это совокупность императивно-атрибутивных эмоций.
Эта теория относится к плюралистическим концепциям, так как Петражицкий считает, что право как элемент психики вечно. Тоже делит право на позитивное (гетерономное) и интуитивное (автономное).
Под правом понимается индивидуально-правовое сознание.
Нормативное правопонимание (нормативизм)
Середина XXв.
Предшественником такого взгляда на право был юридический позитивизм. Эсмен, Остин, Шершеневич.
1. Право – это объективно существующий позитивный факт, который не нуждается в своём оправдании (т.е. право – это объективная реальность, не нуждающаяся в своём объективном обосновании).
2. Представление иных школ права о правовом дуализме – это не более чем философские спекуляции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.