Государство и экономика в политической системе общества. Теория естественного права. Нормы права. Познание в правотворчестве, страница 11

1.  Правовой обычай может действовать вместе с нормативно-правовым актом. Например, в случае диспозитивной нормы, когда государство предоставляет возможность воспользоваться либо обычаем, либо правовой нормой, зафиксированной в нормативно-правовом акте.

2.  Обычай действует вместо закона. Такое возможно в том случае, если закон не урегулировал данное отношение.

3.  Обычай действует вопреки закону. Такое наблюдается в так называемых правовых семьях обычного права (Тропическая Африка, Океания).

Правовой прецедент разбивается на судебный и административный прецедент.

Судебный прецедент – это решение суда, имевшее место в прошлом и применяющееся в аналогичных ситуациях, т.е. при рассмотрении аналогичных дел.

Прецедентом называют не само судебное решение, прецедент – это то правило, которое сформулировал суд в мотивировочной части судебного решения.

Обычно в качестве свойств, особенностей судебного прецедента называют множественность, противоречивость и гибкость. Множественность связана с тем, что в отличие от нормативно-правового акта прецедент создаётся намного большим количеством органов. Из множественности вытекает противоречивость, поскольку одна и та же ситуация может быть разрешена разными судами по-разному. Из противоречивости и множественности проистекает гибкость прецедента, т.е. спорящие стороны могут выбрать то решение, которое наиболее точно подходит к обстоятельствам дела.

В РФ термин «судебный прецедент» предпочитают заменять термином «судебная практика». Данный термин представляет из себя некий гибрид из трёх составляющих:

1.  Деловые обыкновения, складывающиеся при разрешении конкретных дел.

2.  Собственно судебные прецеденты.

3.  Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые высшими судами, которые обобщают и деловые обыкновения, и судебные прецеденты.

Наиболее ясной представляется позиция в конституционном праве, где решения и определения Конституционного суда признаются источниками конституционного права.

Административный прецедент – это решение либо действие административного органа, имевшее место в прошлом и повторяющееся в аналогичной ситуации.

От судебного прецедента административный прецедент отличается:

1.  По создавшему его органу.

2.  Тем, что административный прецедент создаётся при отсутствии спора между сторонами.

Как правило, административный прецедент имеет место при пробеле в подзаконном нормативно-правовом регулировании.

Нормативный договор – это соглашение двух и более лиц, создающее, изменяющее или отменяющее правовую норму.

Термин «нормативный договор» введён для того, чтобы его можно было отграничить от обычного договора. Обычные договоры принято наименовать казуальными (это гражданско-правовые и трудовые договоры).

Нормативный договор отличается от казуального следующими свойствами:

1.  Одной из его сторон является либо государственный орган, либо всё государство в целом (в международных договорах).

2.  Данный договор содержит правовую норму, т.е. он распространяет своё действие на тех лиц, которые его не подписывали.

3.  Нормативный договор заключается в сфере публично-правовых отношений (это международное публичное право, конституционное право и административное).

4.  Нормативный договор в отличие от казуального заключается в публичном интересе, т.е. его целью является не удовлетворение личных потребностей его участников, а урегулирование общественных отношений.

5.  Нормативный договор в отличие от казуального подлежит обязательному опубликованию.

Юридическая доктрина – это мнение, суждение, высказывание авторитетных юристов, которым государство придало юридическую силу. Во времена императоров в Древнем Риме император своей конституцией обязал чиновников или магистратов принимать к руководству обязательные консультации юристов – юристу-с консульты, т.е. ответы юристов на вопросы чиновников.