1. Правовой обычай может действовать вместе с нормативно-правовым актом. Например, в случае диспозитивной нормы, когда государство предоставляет возможность воспользоваться либо обычаем, либо правовой нормой, зафиксированной в нормативно-правовом акте.
2. Обычай действует вместо закона. Такое возможно в том случае, если закон не урегулировал данное отношение.
3. Обычай действует вопреки закону. Такое наблюдается в так называемых правовых семьях обычного права (Тропическая Африка, Океания).
Правовой прецедент разбивается на судебный и административный прецедент.
Судебный прецедент – это решение суда, имевшее место в прошлом и применяющееся в аналогичных ситуациях, т.е. при рассмотрении аналогичных дел.
Прецедентом называют не само судебное решение, прецедент – это то правило, которое сформулировал суд в мотивировочной части судебного решения.
Обычно в качестве свойств, особенностей судебного прецедента называют множественность, противоречивость и гибкость. Множественность связана с тем, что в отличие от нормативно-правового акта прецедент создаётся намного большим количеством органов. Из множественности вытекает противоречивость, поскольку одна и та же ситуация может быть разрешена разными судами по-разному. Из противоречивости и множественности проистекает гибкость прецедента, т.е. спорящие стороны могут выбрать то решение, которое наиболее точно подходит к обстоятельствам дела.
В РФ термин «судебный прецедент» предпочитают заменять термином «судебная практика». Данный термин представляет из себя некий гибрид из трёх составляющих:
1. Деловые обыкновения, складывающиеся при разрешении конкретных дел.
2. Собственно судебные прецеденты.
3. Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые высшими судами, которые обобщают и деловые обыкновения, и судебные прецеденты.
Наиболее ясной представляется позиция в конституционном праве, где решения и определения Конституционного суда признаются источниками конституционного права.
Административный прецедент – это решение либо действие административного органа, имевшее место в прошлом и повторяющееся в аналогичной ситуации.
От судебного прецедента административный прецедент отличается:
1. По создавшему его органу.
2. Тем, что административный прецедент создаётся при отсутствии спора между сторонами.
Как правило, административный прецедент имеет место при пробеле в подзаконном нормативно-правовом регулировании.
Нормативный договор – это соглашение двух и более лиц, создающее, изменяющее или отменяющее правовую норму.
Термин «нормативный договор» введён для того, чтобы его можно было отграничить от обычного договора. Обычные договоры принято наименовать казуальными (это гражданско-правовые и трудовые договоры).
Нормативный договор отличается от казуального следующими свойствами:
1. Одной из его сторон является либо государственный орган, либо всё государство в целом (в международных договорах).
2. Данный договор содержит правовую норму, т.е. он распространяет своё действие на тех лиц, которые его не подписывали.
3. Нормативный договор заключается в сфере публично-правовых отношений (это международное публичное право, конституционное право и административное).
4. Нормативный договор в отличие от казуального заключается в публичном интересе, т.е. его целью является не удовлетворение личных потребностей его участников, а урегулирование общественных отношений.
5. Нормативный договор в отличие от казуального подлежит обязательному опубликованию.
Юридическая доктрина – это мнение, суждение, высказывание авторитетных юристов, которым государство придало юридическую силу. Во времена императоров в Древнем Риме император своей конституцией обязал чиновников или магистратов принимать к руководству обязательные консультации юристов – юристу-с консульты, т.е. ответы юристов на вопросы чиновников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.