Примеры: современная Англия и мусульманская правовая семья (труды IXв.).
Священные тексты – это священные книги различных религий, в которых содержатся религиозные нормы, которым государство придаёт юридическую силу.
Библия является основой канонического права, применяется в каноническом праве русской православной церкви, официально является актом высшей юридической силы Ватикана.
Коран и Сунна – основные бесспорные источники мусульманского права.
Талмуд – основной источник иудейского права, применяется в равиннских судах Израиля.
Ведические тексты.
Иногда выделяют такие источники как правосознание и общие принципы права (они являются составной частью нормативно-правовых актов).
Правотворчество.
Правотворчество – это процесс создания, изменения и отмены правовых норм.
Законотворчество – это процедура создания, изменения и отмены уполномоченными на то органами нормативно-правовых актов.
Виды правотворчества:
1. Законотворчество.
2. Подзаконное правотворчество.
По источнику правотворчества (по органу, создающему правовые нормы) можно говорить о непосредственно правотворчестве народа, о правотворчестве государственных органов, о санкционированном правотворчестве.
В зависимости от результата правотворчества можно говорит о законотворчестве (в данном случае закон понимают в широком смысле слова как любой нормативно-правовой акт), о правотворчестве путём создания юридического прецедента и о договорном правотворчестве, т.е. правотворчестве путём заключения договора с нормативным содержанием.
Виды правотворчества по территориальному критерию: правотворчество центральных или федеративных органов государства и правотворчество местных органов или органов субъектов Федерации.
Правотворческий процесс. С теоретической точки зрения правотворчество подразделяется на три крупных блока:
1. Процесс познания.
2. Процедура принятия нормативно-правового акта.
3. Результат правотворчества (т.е. тот источник права, который будет создан в итоге правотворческого процесса).
Лекция №2 (26.02.08)
Познание в правотворчестве. Процесс познания сводится к выявлению потребностей в правовом регулировании, т.е., во-первых, установив, что данное общественное отношение не урегулировано правом, мы, во-вторых, должны понять, может ли в принципе данное общественное отношение быть урегулированным. Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, принято называть правовыми по природе общественными отношениями.
Можно выделить те признаки, которые характерны для правовых по природе общественных отношений:
1. Это повторяемость (типичность) таких отношений.
2. Это государственная заинтересованность в их урегулировании. Она возникает в двух случаях: когда частный интерес конкурирует с государственным, либо когда конкурируют частные интересы, и общество не способно разрешить этот конфликт при помощи иных социальных регуляторов.
3. Возможность внешнего контроля за их возникновением, развитием, изменением и прекращением.
4. Их эквивалентный характер (означает возможность изложения их по схеме «субъективное право – корреспондирующая ему юридическая обязанность»).
Этап познания заканчивается формированием документа, который в области законотворчества именуют концепцией законопроекта. По своей сути концепция представляет из себя обоснование необходимости создания новых правовых норм. В концепцию включают следующие сведения:
1. Краткий обзор состояния правового регулирования в данной области.
2. Характер социальной потребности в правовом регулировании.
3. Указания на тот орган, который должен приступить к правотворчеству.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.