Государство и экономика в политической системе общества. Теория естественного права. Нормы права. Познание в правотворчестве, страница 4

Европейское средневековье. Под естественным правом понимали божественное право. Фома Аквинский говорил, что бывают законы вечные, т.е. общие принципы божественного разума, которые управляет вселенной (вечный закон рассматривался как основа всех иных законов). Ещё он выделял естественный закон – это отражение вечных законов в человеческом разуме. И человеческий закон – положительное право, устанавливаемое государством.

Классическая школа естественного права формируется в новое время. Гоббс, Локк, Руссо, Монтескьё, Вольтер.

1.  Право делится на право естественное и право волеустановленное (оно же позитивное и положительное право).

2.  Естественное право имеет своим источником разум (в зависимости от убеждений того или иного теоретика это мог быть божественный разум или человеческий).

3.  Позитивное право устанавливается государством ради достижения своих целей. Оно может быть субъективным, несправедливым, негуманным, т.е. позитивное право и естественное право не совпадают. Право противопоставляется закону, причём под правом в собственном смысле слова понимают только естественное право, а под законом обобщённо понимают нормы, которые устанавливаются и защищаются государством.

Из этих положений делается вывод о необходимости приведения позитивного права в соответствие с естественным. Не говорится о том, как механизм этого приведения.

Основные недостатки данной концепции коренятся в постулате, который лежит в её основе – это предположение о том, что существуют так называемые общечеловеческие ценности. Сторонники концепции забывают, что любая ценность у каждого народа имеет своё конкретное содержание, которое весьма тесно связано с культурой и религией дано народа.

Под правом предлагают понимать правовую идеологию, причём весьма конкретную идеологию. Это идеология «буржуазии нового времени», которой необходимо было найти основание для уничтожения традиционного общества и свержения монархии.

К достоинствам данной концепции можно отнести то, что она обращает внимание на необходимость некого нравственного ориентира для законодателя. То есть право само по себе ценно только тогда, когда оно защищает основы общества (нравственные, религиозные основы). Т.е. законодатель при формулировании новых норм должен всегда иметь в виду наличие в жизни общества такой сферы как правовое сознание, которое может как принимать, так и не принимать те нормы, которые ему не соответствуют.

Концепция историков (исторической школы права)

Карл фон Славени, Густав Гуго, Георг Мухта.

Школа формируется в Германии в конце XVIII-начале XIXвв. как реакция немецкой профессуры на победу идей естественного права в ходе французской революции.

Исторической школой называется, потому что историки задаются вопросом «как возникает право, какова его история?». Для представителей естественно правовой школы этот вопрос не существует, для них право было всегда, его нужно только разглядеть и зафиксировать.

Обе школы считают, что положительное право – это искусственная конструкция, созданная государством, и что право не исчерпывается законом.

1.  Право имеет историю своего возникновения. Право возникает спонтанно путём саморазвития через стихийного образование норм в процессе общения между людьми. Те нормы, которые принимаются народом в силу адекватности обстоятельствам, становятся нормами обычного права.

2.  Позитивное право – это продолжение развития обычного права. Т.е. позитивное право производно от народных обычаев. В свою очередь правовые обычаи возникают в тесной связи с духом того или иного народа. Таким образом, право не является космополитичным, и каждый народ имеет своё собственное, присущее только ему право.

3.  Законодатель при создании законов обязан максимально точно уловить, а затем и выразить общие убеждения нации. Для этого он должен познать дух народа, т.е. изучить его обычаи.