Государство и экономика в политической системе общества. Теория естественного права. Нормы права. Познание в правотворчестве, страница 14

·  Статья состоит из одной или нескольких частей.

·  Статья состоит из нескольких пунктов.

·  Статья состоит из пунктов, которые делятся на подпункты.

·  Статья состоит из частей, которые включают в себе и пункты, и подпункты (Налоговый Кодекс).

·  Статья состоит из пунктов, которые включают в себя части.

Требованием юридической техники является требование не совмещать эти варианты.

2.  Юридически значимые действия по созданию, изменению или отмене правовых норм. Законодательный процесс начинают с законодательной инициативы (внесения законопроекта). Далее выделяют его предварительное рассмотрение, принятие закона, подписание его главой государства, официальное опубликование.

·  Законодательная инициатива – это субъективное право уполномоченного субъекта на внесение в правотворческий орган проекта нормативно-правового акта. Этому праву корреспондирует юридическая обязанность правотворческого органа рассмотреть представленный проект. У законотворческого органа есть право рассмотреть проект, а не принимать его. Правотворческий орган не обязан принимать проект в том виде, в котором он был внесён. Проект вносится только в письменном виде. К проекту прилагается пояснительная записка, составленная на базе концепции. Обычно к проекту прилагают список нормативно-правовых актов, которые нужно принять, отменить или изменить в связи с принятием проекта; финансово-экономическое обоснование; если субъектом является коллегиальный орган, то его решение и т.д.

·  Если проект по формальным признакам не возвращён инициатору, начинается рассмотрение проекта. Определяют профильный комитет, ответственный за данный проект. Профильный комитет проводит экспертизу предоставленного проекта и собирает отзывы субъектов законодательной инициативы на полученный проект. По результатам комитет готовит своё заключение. После этого на первом чтении решается принципиальный вопрос о необходимости принятия данного проекта. Выступает инициатор проекта или его представитель и содокладчик из профильного комитета. По результатам первого чтения возможно одно из следующих решений:

1.  Проект принимают за основу и решают продолжить над ним работы.

2.  Проект отклоняют и возвращают его инициатору.

3.  Можно сразу принять закон.

Если проект принят за основу, профильный комитет собирает внесённые поправки и систематизирует их. Систематизация поправок происходит в виде таблиц поправок. Составляют таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым комитет не принял решение.

На втором чтении поправки голосуются таблицами. Сначала идёт таблица поправок, рекомендуемых к принятию, затем рекомендуемых к отклонению. По итогам второго чтения можно принять закон во втором чтении, возвратить проект к процедуре первого чтения или отклонить его. Между вторым и третьим чтением комитет формирует окончательный текст проекта с учётом принятых поправок и производит смысловую, стилистическую, логическую и грамматическую увязку частей законопроекта.

На третьем чтении внесение поправок не допускается, поэтому проект либо принимается, либо отклоняется.

Систематизация нормативно-правовых актов.

Систематизация – это упорядочение принятых нормативно-правовых актов для удобства пользования.

Способы систематизации нормативно-правовых актов:

1.  Учёт нормативно-правовых актов. Формируется информационный фонд, в котором фиксируются реквизиты всех нормативно-правовых актов, созданных данным органом.

2.  Инкорпорация – это издание сборников нормативно-правовых актов в целях обеспечения правовой информацией широкого круга субъектов. Это только внешняя форма систематизации, однако, это не совсем так, поскольку собираемые нормативно-правовые акты не помещаются в сборник в их первоначальном виде. Акты публикуются с учётом изменений и дополнений. Из инкорпорируемых актов могут удалять ненормативные положения. Если акт отличается большим объёмом, его могут помещать не полностью, а частично. Инкорпорация не является актом правотворчества (лишена правотворческой природы), следовательно, может проводиться любым субъектом права. Акты инкорпорации можно делить на виды в зависимости от того принципа, который положен в основу объединения; по хронологии; по алфавиту; по предмету правового регулирования (тематическая инкорпорация). В зависимости оттого, какой субъект создаёт акт инкорпорации, выделяют инкорпорацию официальную (т.е. подготовленная или одобренная правотворческим органом), официозную (т.е. такую, которая готовится по поручению правотворческого органа, но издаётся без его официального одобрения), неофициальную (проводится любым физическим или юридическим лицом).