ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОННЕЛЯХ
1. Классификация и область применения тоннелей
Тоннели представляют собой протяженные подземные или подводные сооружения для движения транспортных средств, пропуска воды, размещения инженерных коммуникаций и других целей.
Тоннели подразделяют по назначению, месту расположения, глубине заложения, способам строительства и иным признакам.
В зависимости от назначения различают тоннели транспортные, гидротехнические, коммунальные, горнопромышленные и специального назначения. По месту расположения тоннели условно подразделяют на горные, подводные и городские.
Горные тоннели прокладывают через горные хребты и возвышенности (рис. 41.1, а).
При пересечении трассой дороги водных преград — рек, озер, заливов, проливов, каналов и водохранилищ сооружают подводные тоннели (рис. 41.1, б).
Тоннели, заложенные под улицами, площадями и другими участками городской территории, называют городскими (рис. 41.1, в, г).
В зависимости от глубины заложения от поверхности земли Н различают тоннели глубокого заложения (Н>10—15 м) и мелкого заложения (Н<10 м).
В практике тоннельного строительства применяют горный, щитовой, открытый и специальные способы работ (см. § 44.2—44.5).
Сооружение автодорожных тоннелей началось в XX в. с развитием автомобильного транспорта и дорожного строительства. За это время во многих странах построено большое количество горных, подводных и городских тоннелей. В СССР горные автодорожные тоннели сооружены в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Среди них высокогорный (более 3000 м над уровнем моря) Сусамырский тоннель через Киргизский хребет протяженностью 2,5 км, тоннели под Пушкинским и Севанским перевалами протяженностью 1,8 и 2,2 км на автомобильной дороге Тбилиси — Ереван.
Недавно завершено строительство Рокского тоннеля длиной 3,6 км через Главный Кавказский хребет, Рикотского тоннеля длиной 1,8 км в Армении, ведется сооружение тоннеля длиной около 5км через иссарский хребет в Таджикистане, двух тоннелей на обходе г. Гагра и др.
Советскими тоннелестроителями сооружены пять автодорожных тоннелей в Афганистане длиной около 9 км, в том числе двухполосный тоннель Саланг длиной 3,4 м через Гиндукуш на высоте 2,7 км.
Крупнейшими горными тоннелями за рубежом являются Сен-Готардский тоннель длиной 16,3 км (Швейцария), тоннель Арльберг длиной 14 км (Австрия), тоннели Фрежюс длиной 12,9 км и Монблан длиной 11,6 км (Италия, Франция), тоннель Канэцу длиной 10,8 км (Япония) и др.
В нашей стране подводные тоннели сооружены под каналом имени Москвы в Москве, под Морским каналом в Ленинграде, под реками Москвой, Невой и Курой на линиях Московского, Ленинградского и Тбилисского метрополитенов.
В дальнейшем предлагается строительство подводных тоннелей под р. Невой и Финским заливом в Ленинграде, под реками Волгой, Днепром, Керченским проливом и др.
Наиболее крупные подводные автодорожные тоннели сооружены под р. Мереей в Англии (диаметр поперечного сечения 12 м, длина 3,4 км), четыре тоннеля под р. Гудзон длиной от 2,3 до 2,7 км в США, 6-полосный тоннель под р. Эльбой в г. Гамбурге (ФРГ) длиной 3,2 км, 8-полосный тоннель под р. Шельдой в Антверпене (Бельгия), тоннель под Суэцким каналом длиной около 2 км в Египте, между островами Хонсю и Кюсю в Японии длиной 3,5 км и ряд других.
Строят подводный тоннель протяженностью свыше 50 км под проливом Ла-Манш, разработаны проекты сооружения тоннелей под проливами Мессинским, Босфор, Гибралтар и др.
Во многих городах мира построено большое количество автотранспортных и пешеходных тоннелей, подземных автостоянок и гаражей.
В СССР интенсивное строительство транспортных и пешеходных тоннелей началось в конце 50-х годов.
В настоящее время в Москве насчитывается 18 автотранспортных тоннелей общей протяженностью около 7 км для 2-, 4- и 6-полосного движения длиной от 200 до 500 м и около 300 пешеходных тоннелей.
Аналогичные подземные сооружения построены и будут строиться в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Харькове и других городах Советского Союза.
Автотранспортные и пешеходные тоннели, многоярусные подземные автостоянки, гаражи и комплексы эксплуатируются в Берлине, Будапеште, Варшаве, Дрездене, Праге, Софии, во многих городах Западной Европы, Азии и Америки.
2. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.