По материалам съемки составляют инженерно-геологическую карту, которую используют при проектировании вариантов трассы тоннеля.
По выбранному варианту трассы тоннеля проводят геолого-техническую разведку с лабораторными исследованиями физико-механических свойств грунтов и физико-химических свойств подземных вод.
Инженерно-геологические изыскания в тоннелестроении осуществляют различными методами. Основным методом изысканий является разведочное бурение.
Вертикальные разведочные скважины диаметром 75-300 мм забуривают по трассе будущего тоннеля вдоль его оси через 150-200 м, а также в поперечном от оси направлении. Глубину забуривания скважин устанавливают с учетом их заглубления на 8-10 м ниже подошвы тоннеля или врезки на 2-3 м в водоупорный грунт.
Скважины подразделяются на геологические, из которых производят отбор проб грунта с последующим исследованием в лаборатории, и гидрогеологические, предназначенные для определения мощности водоносных горизонтов, уровней подземных вод и фильтрационных свойств грунтов.
В последнее время, наряду с вертикальными, устраивают горизонтальные разведочные скважины, забуривая их на длину до 300—500 м со стороны порталов тоннеля, из шахтных стволов или из вспомогательных подземных выработок.
Наряду с разведочным бурением, для непосредственного изучения инженерно-геологических условий по трассе тоннеля применяют проходку разведочных выработок—шурфов, штолен, шахтных стволов, пилот-тоннелей.
В тех случаях, когда разведочное бурение в полном объеме и проходка вспомогательных выработок по каким-либо причинам (большая глубина заложения, плотная застройка, густая сеть подземных коммуникаций) оказываются невозможными или экономически нецелесообразными, разведочное бурение применяют в сочетании с геофизическими методами разведки.
Геофизические методы разведки — электрометрия, сейсмометрия, радиоактивная, акустическая, ультразвуковая разведка основаны на косвенном изучении строения грунтового массива путем регистрации физических явлений в различных грунтах.
Для уточнения геологических условий по трассе тоннелей в ряде случаев применяют статическое и динамическое зондирование.
Все материалы, полученные в результате рекогносцировки, крупномасштабной съемки и геолого-технической разведки; подвергают камеральной обработке. В лабораториях исследуют свойства грунтов и подземных вод, изучают минералогический, химический и механический состав грунтов, определяют расчетные показатели их физико-механических свойств.
Данные инженерно-геологических изысканий служат исходным материалом при проектировании и строительстве тоннелей.
Инженерно-геодезические изыскания и геодезическо-маркшейдерские работы. Для правильного месторасположения и направления тоннеля, а также для соблюдения проектных размеров поперечного сечения подземной выработки выполняют инженерно-геодезические изыскания и геодезическо-маркшейдерские работы, от точности которых во многом зависит качество сооружения тоннеля.
Высокая точность требуется при проходке протяженных тоннелей встречными забоями, так как даже незначительные отклонения при сбойке могут вызвать дополнительные трудоемкие работы по переустройству тоннельных конструкций.
Геодезическо-маркшейдерские работы проводят на стадиях изыскания, проектирования и строительства тоннеля и включают в себя геодезические работы на поверхности земли, работы по ориентированию подземных выработок и подземные (маркшейдерские) работы.
Геодезические работы на поверхности земли начинаются с топографической съемки местности, которая производится как наземными методами инженерной геодезии (мензульная, тахеометрическая, теодолитная, фототеодолитная, нивелирная съемка), так и аэрофототопографическими методами (стереотопо-графическая или комбинированная съемка). В результате съемки получают планы местности в масштабе 1:10000-1:500.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.