Тоннели мелкого заложения для развязки движения в разных уровнях сооружают на прямых и косых пересечениях, У- и Т-образных примыканиях, а также на разветвлениях двух или нескольких магистралей в тесной увязке с существующей планировкой и застройкой, с учетом особенностей уличного движения и расположения подземных коммуникаций.
При создании тоннеля существенным образом изменяются условия движения транспортных средств и пешеходов в данном районе. В зависимости от конкретных градостроительных и транспортных условий применяют схемы развязки движения по типу «сплющенный клеверный лист» (рис. 41.5, а), «кольцевая» (рис. 41.5, б), «ромбовидная», «петлевая» и др.
При расположении тоннелей в местах пересечения или примыкания двух магистралей планировочные схемы являются достаточно простыми. Однако при слиянии в транспортном узле трех, четырех и большего числа улиц строят тоннели со сложными планировочными схемами: с ответвлениями односторонних или разветвлениями встречных потоков, а также пересекающиеся в плане. Автотранспортные тоннели располагают преимущественно на прямолинейных в плане трассах. Необходимость сооружения криволинейных в плане тоннелей вызывается условиями планировки (например, на У-образных примыканиях или на развилках), а также стремлением обойти фундаменты зданий, подземные коммуникации или сооружения.
При расположении тоннелей на криволинейной трассе радиусы кривых следует назначать по возможности максимальными. Минимальные радиусы кривых регламентируются в зависимости от скорости движения автомобилей и составляют 600, 400 и 300 м соответственно для скоростных, общегородских и районных магистралей.
Автотранспортные тоннели мелкого заложения независимо от планировочной схемы состоят из закрытой — тоннельной части и открытых рамповых участков и имеют, как правило, двухскатный продольный профиль вогнутого очертания (см. рис. 41.1, в).
На закрытой, тоннельной части продольный уклон делают по возможности минимальным, но не менее 4%0 по условиям водоотвода.
Продольный уклон открытых рамповых участков, наоборот, следует делать максимальным, что уменьшает полную длину тоннеля. На скоростных дорогах максимальный продольный уклон не должен превышать 40%0, на общегородских магистралях — 500/00 и на районных — 60%0.
Сопряжения подходных и рамповых, рамповых и закрытых участков тоннеля производят вписыванием вертикальных кривых.
Продольный профиль транспортных тоннелей проектируют с минимальным заложением перекрытия под проезжей частью улицы с учетом прокладки подземных коммуникаций, коллекторных или пешеходных тоннелей.
Автотранспортные тоннели устраивают для пропуска в одном уровне 2-, 3-, 4- и 6-полосного двустороннего и реже одностороннего движения. Возможно строительство и многоярусных транспортных тоннелей.
Размеры поперечного сечения автотранспортных тоннелей устанавливают в соответствии с действующими габаритами. Ширина проезжей части для двух полос движения составляет 8 м, а для трех полос—12 м. На районных магистралях допускается уменьшение ширины проезжей части соответственно до 7,5 и 11,25 м.
Между проезжими частями двустороннего тоннеля устраивают разделительную полосу шириной не менее 1,2 м, а по бокам проезжей части —служебные тротуары шириной по 0,75 м.
Проезжая часть в тоннеле должна иметь поперечный уклон порядка 15—25%о для стока воды.
На криволинейных участках необходимо устраивать виражи, придавая проезжей части в каждом отсеке уклон 30—40%0 при радиусе кривизны менее 1000 м.
Пешеходные тоннели. Пешеходные тоннели в городах устраивают при пересечении скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и улиц с интенсивным движением транспорта и пешеходов, на крупных площадях, перекрестках или примыканиях улиц и дорог, в местах наибольшего тяготения пешеходных потоков (станции метрополитена, железнодорожные вокзалы, торговые центры, парки). Они должны обеспечивать безопасность и удобства пешеходного и автомобильного движения при минимальных затратах времени на преодоление перехода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.