Планировочные решения подземных переходов зависят от местных топографических и градостроительных условий и отличаются расположением в плане, типом и количеством входов и выходов.
При пересечении улиц, дорог, автомобильных или железнодорожных магистралей устраивают, как правило, одиночные пешеходные тоннели «линейного» типа. Их располагают перпендикулярно оси улицы (дороги) через 1=400^-600 м (рис. 41.6, а).
На перекрестках, примыканиях и развилках улиц и дорог устраивают несколько пешеходных тоннелей в виде примыкающих друг к другу, пересекающихся или разветвляющихся коридоров (рис. 41.6, б-е).
На крупных площадях, где сходятся несколько улиц и магистралей, пешеходные тоннели могут иметь достаточно сложные планировочные схемы и состоять из нескольких прямолинейных, полигональных и криволинейных коридоров. Может оказаться целесообразным устройство центрального распределительного зала с примыкающими к нему отдельными коридорами, ведущими ко всем тротуарам площади (рис. 41.6, ж).
Пешеходные тоннели чаще всего имеют односкатный продольный профиль с минимальной глубиной заложения под проезжей частью улицы (см. рис. 41.1, г). Продольный уклон пола тоннеля не должен быть менее 4%0 и более 40%0, а поперечный уклон — порядка 4-10%0.
В зависимости от глубины заложения пешеходного тоннеля, рельефа местности, характера застройки, интенсивности пешеходных потоков применяют лестничные, пандусные, эскалаторные или комбинированные входы и выходы. Они могут располагаться только по концам пешеходных тоннелей, а также и в промежуточных сечениях перпендикулярно или под углом к его продольной оси. Для защиты от атмосферных осадков в некоторых случаях возводят навесы и павильоны.
Размеры поперечного сечения пешеходных тоннелей, лестничных, эскалаторных и пандусных входов и выходов назначают в соответствии с их пропускной способностью в зависимости от интенсивности пешеходного движения. При этом ширина тоннеля в свету должна быть не менее 3 м, а высота — не менее 2,3 м; ширина лестничного схода должна быть более 2,25 м.
Пропускная способность 1 м ширины пешеходного тоннеля составляет примерно 2000 чел./ч, 1 м лестничных сходов— 1500 чел./ч, а 1 м пандусов— 1750 чел./ч.
Провозная способность одной ленты движущегося тротуара или эскалатора составляет около 10-15 тыс. чел./ч. Обычно пешеходные тоннели устраивают шириной 4,6 или 8 м. Иногда в них предусматривают местные уширения для размещения телефонов-автоматов, газетных киосков, театральных касс, рекламных щитов. Для увеличения пропускной способности подземных переходов длиной более 150 м и создания больших удобств пешеходам целесообразно устройство движущихся тротуаров для перемещения людей вдоль тоннеля.
4. Инженерные изыскания в тоннелестроении
Инженерно-геологические изыскания. Особенностью тоннельных сооружений является взаимодействие их с окружающим грунтовым массивом, свойства которого оказывают существенное влияние на выбор трассы тоннеля, глубины заложения, конструкций и способов производства работ.
Инженерно-геологические изыскания представляют собой комплекс различных работ, которые выполняют последовательно в несколько этапов.
Вначале производят рекогносцировку местности, используя существующие архивные данные, характеризующие топографические, геологические и гидрогеологические условия района строительства.
После этого проводят крупномасштабную инженерно-геологическую съемку места расположения тоннеля, которая включает в себя изучение рельефа и геологического строения грунтового массива, возраста и классификационных признаков грунтов, режима подземных вод и газов. При этом используют как наземные методы съемки, так и аэрофотосъемку с последующим инженерно-геологическим дешифрированием снимков.
Для особо крупных транспортных тоннелей в последнее время применяют космическую съемку, которая позволяет установить зоны разломов земной коры, зафиксировать проявление различных физико-геологических процессов и явлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.