В последнее время топографические планы зашифровывают в виде цифровой модели местности. Заложенные в ЭВМ основные данные могут быть представлены в аналитическом или графоаналитическом виде и использоваться на различных этапах инженерно-геодезических изысканий.
В соответствии с полученным планом местности назначают ориентировочные варианты трассы тоннеля, по которым создается наземная плановая геодезическая основа — триангуляционная сеть и основная полигонометрия между пунктами триангуляции.
Высотная геодезическая основа создается геометрическим нивелированием IV разряда при длине тоннеля менее 1 км и III разряда при длине более 1 км с привязкой к реперам и маркам государственных нивелировок.
После создания наземной планово-высотной геодезической основы проектируют трассу тоннеля, которая должна быть перенесена в строящееся подземное сооружение.
Ориентирование тоннеля заключается в перенесении с поверхности земли направления и координат опорных точек. При проходке на сбойку коротких и расположенных на прямой тоннелей ориентирование осуществляют путем провешивания оси тоннеля.
Перенос высотных отметок в тоннель через порталы осуществляют продолжением наземного нивелирования.
При проходке тоннелей через шахтные стволы ориентирование выполняют способом створа двух отвесов или способом соединительных треугольников. Оба этих способа основаны на опускании в ствол шахты двух отвесов с заранее установленных инструментальным путем и закрепленных точек.
В последнее время находит применение способ гироскопического ориентирования, основанный на использовании специальных приборов — гиротеодолитов с ручным или автоматическим слежением. Этот способ дает возможность с большой точностью определять азимут любого направления непосредственно в подземной выработке без передачи дирекционных углов с поверхности земли через шахтный ствол.
Передача высотных отметок через шахтный ствол осуществляется одновременным отсчетом по копмарированной ленте двумя нивелирами, один из которых устанавливают на поверхности земли, а другой — в подземной выработке.
Подземные геодезические работы заключаются в создании в тоннеле планово-высотной геодезической основы, наличие которой дает возможность выносить ось тоннеля, обеспечивать точный контур проходимой выработки, устанавливать проектное положение обделки, вести по трассе щиты.
Плановой основой в тоннеле служит подземная полигонометрия, которую прокладывают висячими ходами от порталов, штолен или шахтных стволов по мере проходки выработки, не допуская удаления забоя от последнего знака основы более чем на 70 м.
Для передачи направлений от стволов шахт к пунктам подземной основы служит подходная полигонометрия, которую прокладывают отдельными ходами по 10-50 м. Для разбивки оси тоннеля в процессе проходки служит рабочая полигонометрия в виде цепи вытянутых треугольников со сторонами 25-50 м. По пунктам рабочей полигонометрии прокладывают ходы основной полигонометрии длиной 50-100 м и в отдельных случаях главные полигонометрические ходы длиной 150-800 м.
Основная и главная полигонометрия обеспечивают контроль и повышают точность измерений. Высотная основа в тоннеле создается прокладкой ходов технического нивелирования, совпадающих с ходами подземной полигонометрии.
Опорные точки плановой и высотной подземной основы закрепляют на контуре выработки или на элементах временной и постоянной крепи тоннеля.
Вынос продольной оси тоннеля с точностью до ±5 мм осуществляют при помощи отвесов, откладывая от полигонометрических знаков расстояния до оси, вычисленные аналитически. На криволинейных участках трассы продольную ось тоннеля разбивают по хордам или секущим.
По окончании проходки тоннеля оценивают, насколько точно выполнена сбойка встречных забоев: для автодорожных тоннелей расхождение в плане не должно превышать ±100 мм, в профиле ±50 мм.
В настоящее время при строительстве тоннелей геодезическо-маркшейдерские работы выполняют с применением новейших средств электроники, автоматики и вычислительной техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.