Обжатие обделки достигается домкратами или клиновыми блоками, устанавливаемыми в замковом сечении, на уровне горизонтального диаметра или в лотке тоннеля. Домкраты помещают в ниши, устроенные в теле блоков и после разжатия очередного кольца заменяют их фиксаторами, а ниши заполняют вкладышами или монолитным бетоном.
Техника обжатия колец обделки клиновыми блоками несколько проще, чем домкратами, поскольку распорные усилия создаются элементами самой обделки, залавливаемыми щитовыми домкратами (рис. 42.5, а). Однако при этом не происходит равномерного обжатия из-за сил трения по наружной поверхности обделки. Некоторое уменьшение сил трения достигается смазкой наружной поверхности обделки специальными маловязкими составами.
Схемы обжатия обделок домкратами показаны на рис. 42.5, б, в.
Необходимые усилия обжатия обделок в грунт зависят от диаметра выработки, горного давления, свойств грунта и других факторов и изменяются от 200 до 1000 кН на 1 м длины тоннеля.
42.4. Обделки прямоугольного очертания
Обделки автотранспортных тоннелей. Конструкцию закрытой части тоннеля выполняют в виде однопролетной или двухпролетной замкнутой рамы из монолитного или сборного железобетона, а также комбинированной сборно-монолитной конструкции.
При котлованном способе работ обделки автотранспортных тоннелей возводят преимущественно из сборного железобетона.
Созданы типовые унифицированные конструкции 4- и 6-полосных автотранспортных тоннелей в виде двухпролетной рамы, собираемой из семи типов блоков: стеновых, фундаментных, опорных, колонн, прогонов, лотковых блоков и блоков перекрытия (рис. 42.6,а).
Стеновые блоки трапециевидного поперечного сечения шириной 1-1,5м, высотой hс = 6,25-6,76 м и толщиной 0,2-0,25 м вверху и 0,5-0,6 м внизу имеют массу 5-7 т и снабжены консольным выступом для опирания блоков перекрытия.
Стеновые блоки жестко заделывают в фундаментные блоки шириной а = 2,5-4 м, длиной с = 2-3 м и массой до 9 т.
В средней части тоннеля устанавливают опорные блоки-подколонники шириной b = 3,5-4 м, длиной с=2-3 м и высотой 1м. В гнезда подколенников с шагом l0=3-4 м устанавливают колонны квадратного поперечного сечения размером 40х40 или 50х50 см, высотой до 5,5 м и массой 3-4 т. По колоннам укладывают прогоны-ригели прямоугольного и таврового поперечного сечения длиной до 8 и высотой до 1,2 м, на которые устанавливают блоки перекрытия. Они имеют чаще всего П-образное сечение и при длине 12,15, ширине 1,55 и высоте 0,85 м масса их составляет 10,75 т.
В нижней части тоннеля между фундаментными и опорными блоками укладывают лотковые плиты толщиной 0,2-0,3 м, шириной 2-3 м, длиной l до 6 м и массой до 7 т.
Объединение всех сборных элементов в единую рамную конструкцию достигается омоноличиванием зазоров шириной 0,5—1 м с предварительной сваркой выпусков арматуры между фундаментными, лотковыми и опорными блоками, а также сваркой закладных деталей и заливкой швов цементным раствором.
Возможны различные модификации типовой сборной конструкции за счет изменения формы, размеров и типов отдельных блоков. Например, в ряде случаев применяют блоки перекрытия Т-образного поперечного сечения (рис. 42.6, б), стеновые блоки без консольных выступов, но с монолитной шкафной стенкой (рис. 42.6, в), фундаментные блоки из плоских плит, объединенных со стеновыми панелями омоноличиванием узлов со сваркой выпусков арматуры (рис. 42.6, г). В средней части тоннеля вместо колонн и прогонов иногда устраивают сплошную среднюю стенку из блоков шириной 2-3 м и толщиной 0,25-0,3 м (рис. 42.6, д).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.