При размещении тоннелей на криволинейных участках в плане радиусом 1000 м и менее требуется уширение проезжей части с внутренней стороны кривой на 0,7-2,8 м в зависимости от радиуса кривизны.
Подводные тоннели. При пересечении трассой автомобильных дорог крупных рек, каналов, проливов или заливов может возникнуть необходимость в сооружении подводных тоннелей, которые в ряде случаев имеют технико-экономические преимущества перед мостовыми переходами.
Подводные тоннели не нарушают условий судоходства и бытового режима водной преграды. Низкие берега водотока, повышающие стоимость мостового перехода в связи с необходимостью обеспечения подмостовых габаритов, благоприятны для подводных тоннелей. Кроме того, возведение мостовых опор с глубоким заложением фундаментов, особенно в слабых, неустойчивых грунтах, представляет сложную инженерную задачу. Следует также учитывать, что подводные тоннели в условиях городской застройки в отличие от мостов в минимальной степени нарушают архитектурный ансамбль города.
Из сопоставления схем тоннельного и мостового переходов следует, что при большой высоте судоходного габарита h2 и низких берегах водотока относительно уровня воды h1 длина мостового перехода Lм будет превышать длину тоннеля Lт.
При высоких берегах и небольшой высоте подмостового габарита длина моста оказывается меньше, чем длина тоннеля (рис. 41.4).
Выбор между мостовым и тоннельным пересечением водной преграды производят на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом как строительных, так и эксплуатационных затрат.
В некоторых случаях при пересечении крупных водных препятствий целесообразно сооружение комбинированных тоннельно-мостовых переходов, состоящих из мостов низкого уровня и подводного тоннеля на судоходном участке.
Подводные тоннели могут целиком или частично располагаться на прямых или криволинейных в плане участках трассы. Расположение тоннеля на кривой может быть вызвано необходимостью обхода каких-либо препятствий: зон сильного размыва, островов, подводных сооружений, а также условиями береговой планировки и застройки (для городских тоннелей).
По длине подводные тоннели состоят из подруслового, береговых и открытых — рамповых участков и имеют, как правило, многоскатный продольный профиль вогнутого очертания (см. рис. 41.1, б). Максимальная глубина рампы не должна превышать 12-15м, так как при большей глубине значительно утяжеляется рамповая конструкция и усложняется процесс производства работ.
Если рампы располагаются на затопляемых берегах, верх их должен не менее чем на 1 м превышать уровень высоких вод в водотоке с учетом ледохода, подпора и высоты волны.
Глубина заложения подводного тоннеля зависит от способа его сооружения и инженерно-геологических условий. При щитовой проходке под сжатым воздухом защитная кровля над тоннелем должна быть не менее 4-5 м в плотных глинистых грунтах и не менее 8-10 м в несвязных грунтах. При строительстве подрусловой части тоннеля способом опускных секций толщина слоя засыпки над перекрытием должна быть не менее 1,5-2 м.
Подводные автодорожные тоннели сооружают для пропуска в одном уровне 2-, 4-, 6-полосного движения; возможно строительство и двухъярусных тоннелей.
3. Объемно-планировочные решения городских автотранспортных и пешеходных тоннелей
Для решения транспортных проблем в крупных городах строят автотранспортные и пешеходные тоннели, обеспечивающие развязку движения в разных уровнях на наиболее загруженных направлениях и транспортных узлах, увеличение пропускной способности отдельных участков магистралей, улучшение планировочной структуры улично-дорожной сети. Автотранспортные тоннели сооружают также для создания подъездных путей к подземным автостоянкам и гаражам, торговым центрам, складам, вокзалам, аэропортам и др.
Автотранспортные тоннели. Такие тоннели, как правило, мелкого заложения предназначены для пропуска всех видов городского безрельсового транспорта. Однако в ряде случаев сооружают тоннели только для пропуска грузовых или легковых автомобилей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.