2.4. Эвольвентные цилиндрические передачи
Большинство применяемых в настоящее время зубчатых передач имеет эвольвентный профиль зубьев. Эвольвентная кривая Э1 может быть получена как траектория любой точки прямой NN (например, точки С на рис. 2.3, б), если перекатывать ее без скольжения по основной окружности радиуса О1В1 = rb1 (для колеса – по окружности радиуса ).
Главные свойства эвольвенты: нормаль в любой точке С эвольвенты Э1 - это касательная к основной окружности; радиус кривизны эвольвенты в точке С – отрезок СВ1, т.е. основная окружность является геометрическим местом центров кривизны.
Первое свойство определяет линию действия сил в зацеплении, так как силы от одного тела к другому передаются по нормали. Второе свойство используется при расчете контактных напряжений в зубьях, (напряжения зависят и от радиусов кривизны соприкасающихся тел).
Найдем в полярной системе координаты любой точки эвольвенты (рис. 2.3, б). Из физической картины образования эвольвенты следует, что длина отрезка равна длине дуги (так как скольжение отсутствует). Следовательно, полярный угол точки С
(2.9, а) |
Этот угол называется эвольвентная функция или инволютой и обозначает inv αj. Из треугольника О1В1С определяем радиус‑вектор О1С:
(2.9, б) |
Для точки эвольвенты, лежащей на делительной окружности, угол αj равен стандартной величине α=20° (α – угол профиля исходного контура). Поэтому радиус основной окружности rb связан с модулем m и числом зубьев z зависимостью
rb=rcosα=0,5mzcosα |
(2.10) |
Как отмечалось выше, одно из важных положительных свойств эвольвентного зацепления состоит в том, что передаточное отношение постоянно даже при изменении межосевого расстояния (в процессе эксплуатации или при монтаже). Докажем это. Из рис. 2.3, а следует, что углы В1О1С=α1j и равны, т.е.
; .
Аналогично, . Учитывая равенство , получаем ; так как при изменении межосевого расстояния радиусы rb основных окружностей остаются прежними, то не меняется и передаточное отношение.
Линия зацепления – это геометрическое место точек контура пары зубьев шестерни и колеса во время их зацепления (рис. 2.4). Из основной теоремы зацепления следует, что в эвольвентной зубчатой передаче линия зацепления – нормаль NN. В точке а пересечения нормали NN с окружностью вершин колеса 2 пара зубьев вступает в зацепление и в точке а¢ (пересечение нормали с окружностью вершин зубьев шестерни 1) эта пара выходит из зацепления. Отрезок аа¢, по которому перемещается точка контакта профилей зубьев в процессе их зацепления – рабочая часть линии зацепления. Соответствующая ей дуга начальной окружности DD¢ (рис. 2.4) называется дугой зацепления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.