Фрикционные передачи осуществляют передачу крутящего момента за счет сил трения на контактирующих поверхностях звеньев передаточного механизма. Такие передачи достаточно широко применяются в полиграфическом оборудовании. Это механизмы бумагопитающих устройств в листовых печатных машинах; устройства автосклейки, создания и регулирования натяжения ленты в рулонных печатных машинах; механизмы накатной и раскатной систем красочных аппаратов; различные печатающие устройства средств оперативной печати и др.
Наиболее распространены фрикционные передачи с цилиндрическими и коническими роликами и передачи гибкой связью.
Передаточное отношение в механизмах кинематического назначения может достигать 25 и более, а в силовых передачах до 15. Предаваемая мощность доходит до 300 кВт при окружной скорости до 25 м/с [2].
Фрикционные передачи обладают простотой конструкции, бесшумностью работы; возможностью включения «на ходу», т.е. без остановки машины, что особенно важно в полиграфии; отличаются отсутствием «мертвого хода», возможностью регулирования скорости, обеспечивают автоматическое предохранение от поломок при перегрузках.
К недостаткам можно отнести наличие упругого скольжения (как следствие – непостоянство передаточного отношения и потери на трение), износ катков, необходимость создания усилия, прижимающего катки.
5.3.1 Классификация фрикционных передач
Различают фрикционные передачи с постоянным и регулируемым передаточным отношением.
Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением выполняются с параллельными и пересекающимися валами. В первом случае (рис. 5.3, а) используют цилиндрические катки с внешним или внутренним касанием; во втором (рис. 5.3, в) – конические катки.
Рисунок 5.3 – Схемы фрикционных передач
При этом катки могут иметь гладкий или клинчатый обод. Передачи с углом пересечения осей δ=90º, телами трения которыми являются диск и каток, называются лобовыми (рис. 5.3, б).
Для преобразования с помощью фрикционной передачи вращательного движения ведущего звена в поступательное ведомого звена используются две схемы: с одним катком (рис. 5.3,г), когда вес ведомого звена F обеспечивает необходимое усилие прижима; с двумя катками (рис. 5.3, д), когда ведомое звено 3 прижимается свободно вращающимся катком 2 к ведущему катку 1.
Рисунок 5.4 – Схемы вариаторов: с непосредственным касанием ведущего звена к ведомому (а – лобовой, б – конусный, в – дисковый), с промежуточными звеньями (г – конусный с промежуточным диском, д – торовый, е – клинопасный с раздвижными конусами)
Передачи с изменяемым передаточным отношением – вариаторы – применяются в механизмах приводов силовых механизмов и приборов. Их можно подразделить на вариаторы с непосредственным касанием рабочих тел трения (рис. 5.4, а, б, в) и вариаторы с промежуточным звеном (рис. 5.4, г, д, е). Регулирование передаточного отношения осуществляется в первом случае перемещением одного из катков (ведущего или ведомого), благодаря чему изменяется радиус поверхности качения на одном из звеньев, во втором – перемещением промежуточного звена. В качестве промежуточного звена, кроме ролика может быть использованы кольца, шары, диски. Диапазон бесступенчатого изменения передаточного отношения в вариаторах находится в пределах 2,5 – 5.
5.3.2 Основы теории и работа передачи
Сила нажатия. В случае прижима катков друг к другу с определенной силой Q (рис. 5.1) в месте касания при их вращении возникает сила трения Fтр=Qf. Если к ведомому катку 2 приложен момент сопротивления T2, то вращение его будет возможно, когда сила трения F будет равна окружной силе P=T2/r2. Для предотвращения проскальзывания в процессе работы (учитывая износ катков, вибрацию и т.д.) создают некоторый запас сцепления катков, характеризуемый коэффициентом запаса сцепления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.