Для аналогичного внутреннего зацепления цилиндрических колес (см. рис. 2.1, г) геометрические размеры колеса с внутренними зубьями нормальной высоты могут быть найдены по формулам:
;
;
,
здесь слагаемое 15,2 учитывает технологические
особенности нарезания внутренних зубьев.
Межосевое расстояние равно
.
Так как в этой передаче зубья шестерни имеют выпуклый профиль, а колеса – вогнутый, то нагрузочная способность передачи внутреннего зацепления больше, чем при внешнем зацеплении. Кроме того, при прочих равных условиях передача внутреннего зацепления обладает большей плавностью и обеспечивает лучшие условия образования слоя смазки между зубьями. Однако изготовление колес с внутренними зубьями сложней, чем с внешними.
Питч. В странах с дюймовой системой
единиц вместо модуля m используется
питч п = z/d, где диаметр d делительной (питчевой) окружности выражен в дюймах. По
питчу можно рассчитать модуль, мм: п.
Зубчатые колеса метрической и питчевой систем невзаимозаменяемы, так как
стандартным модулям соответствуют нестандартные питчи, и наоборот. Например,
стандартные питчи 50, 30 и 25 соответствуют модулям 0,508; 0,847; 1,016.
2.3 Передаточное отношение. Основная теорема зацепления
Передаточным отношением какого-либо
механизма принято называть отношение угловых скоростей входного и выходного звеньев этого
механизма. Начальные окружности пары сопряженных колес перекатываются друг по
другу без скольжения благодаря наличию зубьев; скорости
и
точки Р, принадлежащей
соответственно шестерне 1 и колесу 2 (см. рис. 2.1, а),
равны друг другу. С учетом формулы (2.1) получаем выражение для передаточного
отношения от шестерни 1 к колесу 2:
|
(2.8) |
где z1, z2 – числа зубьев шестерни и колеса.
Для силовых цилиндрических прямозубых
передач значение передаточного числа u
как правило, не превышает 2…7, а для передач приборов .
В быстроходных передачах в целях снижения динамических нагрузок и вибраций в
зацеплении рекомендуется назначать для
не
целые числа (с тем, чтобы одни и те же зубья шестерни и колеса встречались в
зацеплении как можно реже).
Для многоступенчатых зубчатых передач общее передаточное отношение iобщ определяется по формуле (2.6). Например, для двухступенчатой передачи 1‑2‑3‑4 (см. рис. 3.6) с учетом зависимости (2.8)
iобщ=i14=i12i34=z4z2/(z1z3).
Передаточное отношение зубчатого
механизма, состоящего из последовательно соединенных
между собой ступеней внешнего зацепления,
iобщ=.
Здесь множитель учитывает направление вращения
ведомого звена механизма в сравнении с ведущим.
Выбор числа ступеней. При проектировании привода с заданным общим передаточным отношением между iобщ встает важная инженерная задача – выбор оптимального числа ступеней передач и распределение iобщ между отдельными ступенями. Это может быть сделано с учетом соблюдения условий обеспечения наименьших габаритных размеров всего механизма или получения наименьшего приведенного к ведущему валу момента инерции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.