При выбранных передаточных отношениях числа зубьев шестерен можно назначить в соответствии с требованиями к механизму. Это достаточно сложная и многовариантная задача, которая достаточно корректно решается только с помощью ЭВМ. Критериями оптимизации служат габаритные ограничения, минимизация массы, приведенного момента инерции или угловой погрешности.
Рисунок 2.3 – К выводу основной теоремы зацепления
Суть основной теоремы зацепления состоит в том, что для обеспечения условия сопряженные профили зубьев должны быть очерчены такими кривыми, у которых нормаль NN в любой точке С взаимного касания зубьев (рис. 2.3, а) всегда проходят через постоянную точку Р на линии центров колес О1О2. Докажем эту теорему.
Векторы и могут быть разложены на составляющие по линиям NN и KK:
; .
Очевидно, что нормальное зацепление возможно лишь при условии . В противном случае зуб шестерни либо врежется в зуб колеса, либо отстанет от него. Из подобных треугольников (на рис.2.3, а они заштрихованы) следует, что
,
откуда . Аналогично, . Учитывая равенство , можно записать
.
Так как прямоугольные треугольники и подобны, то окончательно получаем
/=i12.
Следовательно, если точка Р пересечения нормали NN с линией центров не меняет своего положения, то i12 = const, что и требовалось доказать.
Постоянную точку Р на линии центров колеса принято называть полюсом зацепления. Эта точка определяет радиусы начальных окружностей rw1 и rw2.
Теореме зацепления удовлетворяют профили зубьев, очерченные различными кривыми; наиболее простой и удобный по технологии нарезания зубьев – эвольвентный профиль, впервые предложенный Л. Эйлером.
В основной теореме зубья рассматриваются как абсолютно жесткие, т.е. их деформации не учитываются. Для малонагруженных передач деформации зубьев меньше погрешностей изготовления и требования теоремы полностью отвечают практике. Однако синтез относительно высоконагруженных зацеплений выполняют с учетом деформации профилей; в результате получают профили, не удовлетворяющие основной теореме, но дающие при расчетной нагрузке оптимальные по ряду параметров передач.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.