С помощью червячных передач реализуются передаточные отношения u=7÷100 и более.
Такие передачи, как кинематические так и силовые, используются в подъемно-транспортных машинах, металлорежущих станках; в полиграфическом оборудовании – в различных регулировочных механизмах лентопитающих и листоускоряющих устройств, механизмах самонаклада печатных машин и т.д.
Червячные передачи позволяют получить большие передаточные числа в одной паре при незначительных габаритных размерах и массе, обеспечивают плавность зацепления и бесшумность работы, обладают возможностью самоторможения.
К недостаткам червячных передач можно отнести относительно низкий коэффициент полезного действия (0,7÷0,85) при больших передаточных числах, повышенный износ, относительно высокая стоимость изготовления и строгие требования к точности изготовления и сборки, а также необходимость применения для колеса дорогих антифрикционных материалов.
Более подробно с кинематикой работы червячных передач, основами прочностных и точностных расчетов можно ознакомиться в [2].
5.2 Планетарные передачи
Планетарными называются передачи, имеющие зубчатые колеса с перемещающимися осями (сателлиты). В полиграфическом оборудовании встречаются в периферийных рулонных тормозных устройствах, механизмах ударной фальцовки и т. п.
Зубчатые колеса, относительно которых обкатываются сателлиты, называются центральными (зубчатые колеса 1 и 3 рис.5.2). Неподвижное центральное колесо называется опорным.
Рисунок 5.2 – Схемы простейшей планетарной передачи:
1 – опорное колесо; 2 – сателлит; h – водило
Если колесо 1 закреплено (рис.5.2, а) – передача называется планетарной, если не закреплено – дифференциальной.
Наиболее распространено число сателлитов q в планетарных передачах nq=3, реже nq=4÷6.
Звенья планетарной передачи, которые вращаются вокруг основной оси (ось вращения водила) – основные звенья (1, 3 и h).
Неподвижным может быть только одно из основных звеньев. Если неподвижно колесо 3, то вращательное движение передается от колеса 1 к водилу h или наоборот. При неподвижном h оси вращения всех зубчатых колес неподвижны, а вращательное движение передается от 1 к 3 или от 3 к 1.
Если подвижны все три основных звена (1, 3, h), то планетарная передача называется дифференциалом.
Широкие кинематические возможности планетарных передач дают им преимущества и способствуют их использованию в качестве:
-редуктора с постоянным передаточным числом;
-коробки скоростей, передаточное число которой можно изменять;
-поочередно тормозящих отдельных основных звеньев;
-дифференциального механизма для разложения одного вращательного движения на два или сложения двух в одно.
Другое достоинство планетарных передач – компактность и малая масса.
Массу планетарной передачи можно уменьшить в 2-3 раза по сравнению с обычными цилиндрическими передачами для тех же нагрузок и передаточных чисел. Это достигается за счет:
- повышенной несущей способности внутреннего зацепления зубчатых колес;
- распределения нагрузки на несколько потоков, число которых равняется числу сателлитов;
- взаимного распределения радиальных сил при симметричном размещении сателлитов.
Планетарные передачи могут реализовать большие передаточные числа (U≥1500) с коэффициентом полезного действия 0,97÷0,99.
К недостаткам планетарных передач можно отнести повышенные требования к точности изготовления и монтажу.
5.3 Фрикционные передачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.