Исследование пивного рынка Украины и разработка нового товара, страница 7

Предприятие

2003

2004

2005

ЗАО "Оболонь"

8,7

12,49

16,2

ОАО "Черниговский пивкомбинат Десна"

0,8

1,84

1,7

ОАО "Пивобезалкогольный комбинат Славутич"

0,6

0,65

0,7

ОАО "Николаевский пивзавод Янтарь"

0,3

0,31

0,5

ЗАО "Сармат"

0,2

0,34

0,3

Прочие предприятия

0,2

0,35

0,48

На фоне резкого роста украинского пивного рынка, активизации произ­водственной и рекламной деятельности крупных пивных компаний доля мелких игроков в 2005 г. Сократилась еще на 2,2 п.п. и, по разным оценкам, составила 5-7%. Хотя в целом в про­шлом году региональные заводы увеличили производство пенного напит­ка до 14,9 млн. дал, по сравнению с 13,6 млн. дал — в 2004 г. Не выдерживая конкуренции с крупными игроками, мелкие предприятия уходят с рынка. Не так дав­но "пал" Кременчугский пивзавод, а весной 2006 г. завершился процесс ликвидации Винницкого. В Европе для небольших пивоваренных пред­приятий установлены меньшие, чем для крупных игроков, ставки акциз­ного сбора. Например, в Литве акциз для маленьких пивоварен на 40% меньше, чем для больших.

Усиливающаяся конкуренция на рынке вынуждает пивоваров больше, чем в прошлые годы, тратиться на рекламу и продвижение своей продукции, т.е. приделять больше внимания своим потребителям. В среднем инвестиции в рекламу у пивоваров ежегодно растут на 60%.

Тем не менее пивовары не скупятся на недешевые телеролики, приглашая попу­лярных людей рекламировать свою продукцию. Так, ЗАО "Оболонь" сделало "лицом" компании (или своего пива?) итальянского украинца Андрея

Шевченко с мая 2006 г. на украинском телевидении пиво "Балтика" начал рекламировать российский украинец Федор Бондарчук, который утверждает, что "постоянно пьет "Балтику". Он снялся в рекламном ролике в том числе из чувства патриотизма, так как "Балтика " — самое популярное и любимое пиво в России ".

Основной тенденцией в продвижении пива в 2006 г., по мнению г-на Щеткина, будет использование мультимедийных рекламных кампаний. "Пиво­вары собираются уходить от использо­вания прямой рекламы на телевидении. Предпочтение будет отдано другим средствам — наружной рекламе, интернету, прессе, спонсорству", — уверен маркетолог компании ВВН. На самом деле рынок телевизионной рекламы переполнен. Из-за большого количества рекламных роликов одних и тех же продуктов потребитель "не видит" рекламу".


1.5. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ РЫНКА

В условиях перехода к рыночной экономике можно выделить шесть основных групп факторов функционирования рынка пива в Украине: демографические, экономические, политико-правовые, научно-технические, социально-культурные и экологические. Рассмотрим каждую из этих групп.

Демографические факторы. Важным фактором макросреды, которая влияет на ассортименты и объемы производства пенного напитка является  демографическая ситуация в Украине.

Начиная с 1994 года, в Украине наблюдается тенденция значительного сокращения численности населения. Так, за пять последних лет оно уменьшилось больше чем на 1,5 млн. человек. Процесс вымирания населения усложнятся его старением и ухудшением качественного состава (рождается больший процент ослабленных и больных детей, происходит физическое и духовное вырождение всех вековых и социальных групп населения).

Таким образом, для создания новых сортов пива и планирования объемов его производства, необходимо обязательно учитывать демографическую ситуацию в Украине, отдельных ее регионах, рост численности населения пенсионного возраста, больных, особенно детей и т.п.