Исследование пивного рынка Украины и разработка нового товара, страница 4

К слову, для современного оснащения пивоваренных предприятий необходимо мощное оборудование высокого класса точности. Но отечество, по сути, наказывает своих пивоваров за их неуемную страсть к обновлению, устанавливая высокие ввозные пош­лины на некоторые виды "железа", не выпускаемого в Украине. Например, при ввозе бутылкомоечных машин взимается 20%-ная льготная и 40%-ная полная пошлины, а при ввозе котлов, генерирующих менее 45 т пара в час, — 25%-ная и 50%-ная соответственно.

Традиционно в минувшем году круп­ные пивовары выводили на рынок новые виды пива, новые торговые марки, расширяли линейки существующих марок или перепозиционировали их.

В минувшем году, по данным маркетинговой компании ACNielsen, доля заграничной продукции в структуре продаж пенного напитка составила 4,2%. В целом, согласно госкомстатовским данным, импорт пива в 2004 г., по сравнению с 2003 г., сократился на 25,5% — до 2,513 млн дал. Вытес­нение импорта свидетельствует о том, что отечественные производители пол­ностью и безраздельно контролируют внутренний рынок. Специалисты ут­верждают, что стали меньше ввозить дорогого пива — стоимостью более $1,5 за 1 л. Но и относительно деше­вого импортировали меньше. Из России — крупнейшего поставщика пива в Украину — в 2004 г. было ввезено 2,45 млн дал пива, почти на 14% меньше, чем в позапрошлом году. Средняя стоимость 1 л импортируемого в стра­ну российского янтарного напитка в минувшем году составляла $0,46.

Таблица 1.1

Экспорт пива

2001

2002

2003

2004

2005

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

9,08

24,9

10,8

31,6

15,9

52,4

19,9

59,7

24,1

67,7

Таблица 1.2

Импорт пива

2001

2002

2003

2004

2005

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

млн. дал

млн. USD

0,71

4

1,4

5,6

3,2

12,5

2,5

12,2

3,2

20,3

Проанализировав данные о экспорте и импорте пива можна с уверенностью сказать, что сальдо экспорт/импорт положительное. Это свидетельствует о том, что украинский пенный напиток высокого качества и востребован за пределами Украины.

По-прежнему львиную долю в импорте российской продукции составляет питерское пиво "Балтика". В минувшем году на "открытии киевского за­вода "Славутич" президент компании ВВН Кристиан Рамм-Шмидт говорил, что не исключает возможности начать производство "Балтики" в Украине. Но пока это пиво на украинских заво­дах компании не выпускают.

Отстаивая рубежи родины, местные пивовары не стесняются осущест­влять экспансию на соседние рынки, В 2004 г., по сравнению с 2003 г., объемы экспорта пива увеличились на 24,3% — до 19,88 млн дал. Традицион­ные почитатели украинского пенного — россияне — в прошлом году выпи­ли 17,3 млн дал нашего пива, что на 3,8 млн дал больше, чем в 2003 г. По­вышенный аппетит россиян понятен. Средняя стоимость украинского пива, "выезжающего" за1 границу, составляет $0,3 за 1 л.

Самым мощным пивным экспорте­ром остается ЗАО "Оболонь", обеспечивающее 80% вывоза украинского пива. Остальные крупные компании продают за рубеж не более 2-3% производимого. Не исключено, что в не­далеком будущем экспорт украинского пива сократится, поскольку "главный экспортер" страны ЗАО "Оболонь" планирует обзавестись заводиками в Европе и России.

Хотя пивовары и любят скромничать, нельзя не согласиться с ними в том, что в нынешнем году такого скачка продаж, как в 2005 г., уже не будет. В ближайшие годы, по мере насыщения рынка, темпы его роста будут замедляться. По подсчетам ЗАО "Укрпиво", это произойдет, когда среднедушевое потребление составит 80-85 л на чело­века. Для этого, возможно, понадобится еще 6-7 лет.