б) демографический:
- уровень смертности и рождаемости в регионе: если смертность превышает рождаемость, то рынок сбыта в скором времени иссякнет;
в) социально-экономический:
- уровень дохода потребителей (семьи): низкий уровень доходов; средний; высокий (рис. 1.1.).
Об особой ценовой чувствительности основной массы потребителей пива говорят изменения 2004 года в рыночных сегментах. В 2004 г., по данным экспертов, в общей структуре реализации пенного - напитка на 5,4% сократилась доля пива самой объемной средней ценовой категории (1,8-2,5 грн. за бутылку 0,5 л). В то же время доля продукции дешевого ценового сегмента (менее 1,8 грн. за бутылку 0,5 л) увеличилась на 3,6%. Сегмент "премиум" (2,5-3,5 грн. за бутылку 0,5 л) сократился на 2,1% по сравнению с 2003 г.
Рис. 1.1. Сегментация бутылочного пивного рынка (в розничных ценах за бутылку 0,5 л.) %
Впрочем, пивовары убеждены, что дорогое пиво станет в недалеком будущем более востребованным. В ближайшие год-два эксперты прогнозируют рост сегментов "премиум" и "суперпремиум" на 11% и 50% соответственно.
Что касается емкости рынка, так он неуклонно растет, что мы можем наблюдать на рисунке 1.2. (на 2006 год прогноз по данным Госкомстата). В минувшем году пивовары сварили аж 238 млн дал пива — на 23% больше, чем в 2004 г. При этом, по словам г-жи Кореньковой, "производственные мощности в сезон были задействованы на 100%, и пива не хватало ".
Как упоминалось выше, растущий спрос на пиво подстегивал производителей удовлетворять этот спрос, наращивая мощности, модернизируя производство. По разным оценкам, пивовары в 2004 г. нарастили мощности приблизительно на 10%, а в 2005 г. - на 13-15%.
Рис. 1.2. Производство пива
Например, ЗАО "Оболонь", чтобы увеличить мощности по выпуску пива, на протяжении 2002-2004 гг. инвестировало в развитие производства более 300 млн грн. В результате в 2005 г. компания нарастила производство пива на 37,8%, до 76,8 млн дал. По словам Виталия Ткаченко, заместителя директора по маркетингу ЗАО "Оболонь", главный завод компании, расположенный в Киеве, стал второй (после питерской "Балтики") по размерам пивоварней в Европе.
Компания "САН Интербрю Украина" в минувшем году инвестировала в пивоваренную отрасль более Е1Ж50 млн. В частности, в Николаевском отделении "САН Интербрю Украина" (ранее пивзавод "Янтарь") установили линию розлива в ПЭТ-бутылки, в Харьковском (ранее пивзавод "Рогань") ввели в эксплуатацию четыре новых ЦКТ (цилиндроконических танка — емкостей для брожения и дображивания пива.), а в Черниговском (ранее пивкомбинат "Десна") запустили современное водоподготовительное оборудование. К нынешнему сезону Николаевское отделение ОАО "САН Интербрю Украина" завершило масштабную двухлетнюю реконструкцию, в результате которой мощности предприятия выросли почти в два раза. Как сказал Владимир Журавель, национальный технический директор ОАО "САН Интербрю Украина", "реконструкция стала логичной реакцией на растущие из года в год потребности рынка".
Также летом 2005 г. компания "ВВН-Украина" закончила строительство и осуществила запуск второй производственной очереди нового киевского пивоваренного завода "Славутич".
О Мощность завода увеличилась до 20 млн дал пива в год, общие инвестиции в проект составили более Е1Ж60 млн (включая первую очередь).
То есть можно с уверенностью сказать, что к нынешнему сезону пивовары подошли еще более "вооруженными" и подготовленными, чем к прошлому. "В этом году прирост мощностей таков, что впервые на рынке не будет недопроизводства", — уверен Сергей Еськов, национальный директор по продажам и дистрибуции ОАО "САН Интербрю Украина". Хотя производители продолжают модернизацию своих предприятий, расширяя "узкие места" в технологической цепочке. Например, в конце 2005 г. группа "Сармат" приняла инвестиционную программу, направленную на увеличение мощностей своих заводов. Операционный директор группы "Сармат" Иван Ковалев заявил, что "в 2006 г. группа планирует увеличить мощности предприятий на 5-7%". В рамках программы ЗАО "Сармат" намерено расширить мощности по фильтрации и хранению готового к розливу пива за счет ввода в эксплуатацию второго форфасно-фильтрационного цеха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.