Информационные системы в промышленности и финансово-кредитной сфере: Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям и лабораторным работам, страница 12

6. Формирование резерва для отчислений возможных затрат по кредитным операциям (под кредитные риски).

7. Ведение кредитной истории заемщика.

Четкое понимание закономерностей технологии кредитования позволяет проанализировать кредитный процесс, наметить пути применения компьютерных средств в целях повышения эффективности управления кредитным процессом.

Рассмотрим содержание процесса кредитования юридических лиц – процесса предоставления банком денежных ссуд заемщикам: промышленным предприятиям, организациям, кооперативам, фирмам и др.

Этап 1. Получение и рассмотрение заявки на предоставление кредита

Кредитные отношения между банком и клиентом (потенциальным заемщиком) начинаются с получения и рассмотрения пакета документов клиента, который включает:

1. Заявление на получение кредита: сумма кредита, срок, цели, предлагаемое обеспечение, подписи директора и главного бухгалтера.

2. Кредитная заявка: сумма кредита, назначение, срок, предлагаемое обеспечение; опыт по получению кредита за последние 5 лет; главные поставщики, заказчики, покупатели, их доля в общем объеме, срок сотрудничества; главные конкуренты и их преимущества, связи с другими фирмами; этапы использования кредита, подпись директора.

3. Карта клиента: все реквизиты клиента (форма собственности, идентификационный код, номера банковских счетов и МФО банков, в которых они открыты, юридический адрес); анкетные данные руководителя, главного бухгалтера; реквизиты учредителей и их доля в Уставном фонде.

4. Пакет документов, предоставляемых в банк для проведения анализа по кредиту:

обоснованное ходатайство;

устав и учредительный договор, заверенные нотариально;

бизнес-план;

баланс на последнюю дату или на несколько дат;

налоговые декларации;

отчеты с приложениями за прошедший год;

карточка с образцами подписей;

копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в государственной администрации, управлении статистики, налоговой инспекции, пенсионном фонде;

копии договоров подтверждения сделок, на реализацию которых берется кредит;

расчет технико-экономического обоснования кредита и др.

При этом для разных клиентов банк предъявляет разные требования к предоставлению конкретных документов и отчетов.

Постоянные клиенты могут быть освобождены от необходимости предоставления  определенной части документов. Новые клиенты должны предоставлять все документы.

Главная задача начального этапа кредитного процесса – проведение анализа и предварительный отбор заявок клиентов на получение кредита.

Глубина анализа достигается не только рассмотрением информации предоставленных документов, но и обязательным проведением интервью с потенциальным заемщиком.

Интервьюирование позволяет выяснить не только отдельные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет потенциального заемщика. В ходе проведения интервью выясняются личностные характеристики ключевой фигуры предприятия заемщика: заслуживает ли доверие, деловая репутация, всегда ли выполняет обязательства, может ли обеспечить качественный менеджмент и привести к успеху. Кроме того, выясняются вопросы, связанные с погашением кредита и выплатой процентов, с обеспечением кредита, касающиеся связи заемщика с другими банками.

Обязательным является изучение кредитной истории заемщика, информация которой позволит оценить экономическое состояние заемщика и результаты его деятельности за предыдущие годы, определить уровень эффективности его деятельности.

Этап 2. Оценка кредитоспособности заемщика

Экономические интересы коммерческого банка заключаются в расширении объемов кредитных операций. Но в процессе принятия решения о целесообразности предоставления кредита конкретному заемщику специалистам банка приходится постоянно решать дилемму: прибыльность – надежность и рискованность данной кредитной операции.

Поэтому на втором этапе кредитного процесса осуществляется изучение и оценка кредитоспособности потенциального заемщика.