2.2. Законы (leges).
Законы представляют собой нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой. В Древнем Риме республиканского периода законы принимались народным собранием. Согласно определению римского юриста Гая, законы – это то, что повелел и постановил римский народ. В 451-449 г.г. до н.э. были приняты законы XII таблиц – первая письменная кодификация римского права. Эти законы составляли ядро jus civile, а всё последующее развитие римской правовой системы в значительной степени строилось по принципу интерпретации законов XII таблиц. С отмиранием республиканских институтов народное собрание постепенно утрачивает исключительную прерогативу создания законов.
Уже в период принципата на смену законам, издаваемым народным собранием приходят нормативно-правовые акты иных органов государственной власти, которые наделяются юридической силой законов. Это постановление сената (senstus consultum) и распоряжения принцепсов, а позднее императоров (constitutiones principum). При этом ранее принятые народным собранием законы продолжали оставаться источниками римского права.
2.3. Ответы знатоков права (responsa prudentium) или юридическая доктрина.
Формы профессиональной деятельности юристов (prudentes): respondere (юридическое консультирование); cavere (непосредственное составление и помощь в составлении юридических документов); agere (руководство процессуальными действиями клиента); instituere (преподавание права). Высказываемые юристами пояснения по различным правовым вопросам (jura) формально не являлись источниками права. Однако судьи, которыми в Риме были выборные лица, как правило, без специальной юридической подготовки, толкуя нормы права и постановляя свои решения, руководствовались мнением наиболее известных юристов. В период принципата принцепсы стали наделять суждения отдельных юристов значением официальных источников права. «Опека» деятельности юристов со стороны принцепсов и императоров привела к консервации правотворческой функции юридической науки. Так, в 426 году был принят закон, которым признавалось значение источника права лишь за мнениями Поспиниана, Павла, Модестина, Ульпиана и Гая.
2.4. Эдикты магистратов (edicta magistratium).
Римские магистраты (органы государственного управления и их должностные лица) в пределах предоставленной им власти (imperium) издавали общеобязательные нормативные акты – эдикты. Особое значение для развития РГП имели эдикты городских и перегринских преторов. В руках этих должностных лиц была сосредоточена судебная власть. Официально преторы не создавали право, но фактически обладали широкими полномочиями по толкованию действующих правовых норм. Например, могли предоставить Судебную защиту таким имущественным отношениям, которые формально не были предусмотрены нормами цивильного права. Под влиянием правоприменительной деятельности преторов постепенно сформировались такие системы РГП, как jus gentium и jus pretorium. В 131 году была проведена кодификация преторских эдиктов, после чего правотворческая роль преторов была сведена на нет. Внесение существенных изменений в этот кодифицированный источник права допускалось лишь с предварительной санкции императора.
3. Кодификация Юстиниана.
В первой половине VI века по инициативе императора Восточной империи Юстиниана была проведена обширная кодификация источников римского гражданского права. Основная цель, которую преследовали кодификаторы, состояла в адаптации первоисточников римского права к новым политическим и социально-экономическим условиям. Кодификация Юстиниана состояла из четырёх частей:
- Кодекса Юстиниана (сборника переработанных доюстиниановских конституций, начиная с императора Адриана, и конституций самого Юстиниана;
- дигест или панидиктов (сборника суждений по правовым вопросам тридцати восьми наиболее известных римских юристов; около 70% содержания дигест составляли цитаты из сочинений Поспиниана, Павла, Модестина, Ульпиана и Гая;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.