Организация системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья и среды обитания детей дошкольного возраста, страница 4

Исходные данные для СГМ:

- показатели физического развития: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, гармоничность физического развития;

- морфофункциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья;

- хронические заболевания;

-медицинские рекомендации и назначения по коррекции морфофункциональных нарушений;

- диспансеризация детей с хроническими заболеваниями;

- оценка нервно-психического здоровья;

- оценка соматического здоровья. Группа здоровья (I, II, III, IV, V).

Сбор и анализ данных осуществляют врачи-гигиенисты, специалисты по ведению СГМ, специалисты отделений гигиены детей и подростков центров гигиены и эпидемиологии.

Выборочный метод мониторинговых наблюдений позволяет сделать отбор из совокупностей признаков тех единиц наблюдений, которые чаще и более достоверно проявляются при влиянии среды обитания на организм детей и подростков.

Программа сбора материала включает определение объекта и единицы наблюдения со всеми учетными признаками (отдельные графы отчетных форм, формуляры, групповые и индивидуальные показатели здоровья, отдельные диагнозы).

3.5 Изучение и оценка физического развития и физической подготовленности дошкольников.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет функциональное состояние организма, физические силы и здоровье детей.

При изучении физического развития наряду с учетом пола, возраста, наследственных факторов и т.п., особое внимание следует уделять условиям среды обитания, оказывающим влияние на развитие и формирование растущего организма. Изменяя эти условия, можно влиять на улучшение физического развития, состояние здоровья детей и снижение заболеваемости.

Важное значение имеет систематическое наблюдение за физическим развитием дошкольников. Наблюдения на протяжении ряда лет за одними и теми же детьми позволяют установить взаимосвязь физического развития и состояния здоровья, влияние факторов среды: питания, физического воспитания, условий и режима обучения и воспитания, санитарно-гигиенической обстановки, психической и социальной адаптации.

Для проведения мониторинговых антропометрических измерений необходимо: выполнение исследований по единой унифицированной методике; проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами; измерения должны проводиться в одно и то же время суток (лучше всего в утренние часы) у детей в легкой одежде без обуви.

Инструменты антропометрических измерений: весы медицинские, деревянный ростомер с металлической шкалой, узкая, гибкая не растягивающаяся сантиметровая лента.

Для оценки физического развития производятся следующие антропометрические измерения: роста стоя, массы тела, окружности грудной клетки (вдох, выдох, пауза). Для характеристики физического развития однородного по возрастно-половому составу коллектива необходимо определить средние величины основных антропометрических показателей. Средняя величина дает представление о типичной величине данного признака, свойственной данному коллективу. Для вычисления средней арифметической

величины (М) и ее статистических характеристик (ошибка средней арифметической –m, среднее квадратическое отклонение – σ) используют методы вариационной статистики.

Оценка физического развития базируется на возрастно-половом подходе согласно индивидуальных антропометрических показателей каждого ребенка и региональных стандартов физического развития детей. Отдельно выделяются дети с дефицитом массы тела, когда этот показатель отклоняется меньше чем на 2,0 σ от среднеарифметической величины; с избытком массы тела, когда масса тела превышает на 2,0 σ среднеарифметическую величину и дети с «общей задержкой» или «отсталостью» физического развития, когда рост и вес снижены более чем на 2,0 σ.