Защита отчета на следующем занятии
Практическое занятие № 2 (часть 1)
(6 часов)
Изучение методов оптимизации закрепления
клиентуры за АТП
Цель занятия: освоение методов и приемов закрепления клиентуры за АТП путем использования "транспортной задачи"
Решение задачи "Оптимальное закрепление клиентуры за автотранспортными предприятиями" позволяет значительно сократить непроизводительные (нулевые) пробеги автомобилей, повысить производительность работы транспорта и снизить себестоимость перевозок.
Это первая автотранспортная задача, для которой использовались экономико-математические методы.
В настоящее время существуют три варианта постановки задачи оптимального закрепления клиентуры за АТП.
Вариант 1.
В автотранспортных предприятиях (или филиалах одного предприятия)
имеется соответственно
автомобилей одинаковой грузоподъемности
. Клиентам ![]()
нужно подавать
автомобилей.
Расстояния между всеми пунктами известны (задана матрица нулевых пробегов
). Необходимо закрепить клиентуру за
автотранспортными предприятиями так, чтобы суммарный нулевой пробег был
минимальным.
Математически задача формулируется так:
(1)
(потребность каждого клиента в автомобилях удовлетворяется полностью);
(2)
(каждое автотранспортное предприятие выпускает на линии перевозок весь имеющийся подвижной состав);
(3)
(переменные
,
означающие количество автомобилей i-го автотранспортного
предприятия закрепленных за j-м клиентом, не могут быть отрицательными);
(4)
(суммарный нулевой пробег автомобилей должен быть минимальным).
Сформулированная задача представляет собой транспортную задачу линейного программирования в классической постановке. Как известно, для ее разрешимости должно быть выполнено условие баланса между спросом и предложением

Если это условие не соблюдается, то вводят либо фиктивного клиента, либо фиктивное автопредприятие с фиктивными нулевыми пробегами (равны 0).
Решение транспортной задачи выполняют, например, методом потенциалов или любым другим известным методом.
Вариант 2.
В отличие от предыдущего варианта в данном случае считается, что АТП располагают различным по грузоподъемности подвижным составом, который, однако, является взаимозаменяемым, т.е. может использоваться любыми клиентами.
Автомобили различных марок имеют разную грузоподъемность и в этом
смысле не равны между собой: на заданный объем перевозок клиенту требуется
различное в зависимости от грузоподъемности количество автомобилей. Поэтому при
решении исходные данные о выпуске автомобилей и потребности в них клиентуры
надо использовать в преобразованном виде – в форме суммарного тоннажа
подвижного состава. При этом число АТП искусственно увеличивается так, чтобы в
каждом автотранспортном предприятии имелись автомобили только одного типа. Этот
прием приводит также к необходимости пересчета расстояний
, используемых в матрице. Для этого нужно
разделить соответствующие расстояния на грузоподъемность автомобилей, которые
будут по ним двигаться.
Кроме того, расходы на один километр пробега у автомобилей различных марок неодинаковы, поэтому критерием оптимальности должен быть не минимум суммарного нулевого пробега, а минимум суммарной стоимости нулевого пробега. Для решения задачи с этим критерием в матрице вместо расстояний нужно записывать стоимость нулевого пробега различных марок автомобилей. Причем эти стоимости необходимо скорректировать так, как было описано выше для расстояний.
Математически задача закрепления клиентуры за АТП с отмеченными особенностями выглядит следующим образом:
(5)
(6)
, (7)
,
(8)
где
, (9)
,
(10)
.
(11)
В задаче (5)‑(11) приняты следующие обозначения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.