Грузовые перевозки: Сборник методических указаний к практическим занятиям, страница 12

Для простоты считается, что при погрузке затрачивается 4 мин на 1 т грузоподъемности автомобиля, а на разгрузку требуется 10 мин независимо от грузоподъемности конкретного автомобиля. Норматив технической скорости при движении с грузом и без груза принять одинаковым и равным 41 и 37 км/ч (соответственно для автомобилей грузоподъемностью менее 10 т и для автомобилей г/п 10 и более тонн).

В отчете необходимо привести граф дорожной сети, оптимальный план закрепления клиентуры за АТП, потребное количество автомобилей по маркам и их маршруты на графе (одинаковые маршруты показывать не нужно), пробег с грузом, порожний пробег и нулевой пробег по каждому маршруту и в сумме для всех автомобилей. Значение критерия эффективности вида (13).

Таблица 5

Марка
автомобиля

Грузоподъемность, т

Количество, шт.

Постоянные расходы, Аi, руб/сут.

Переменные расходы, Вi, руб/сут.

Зарплата водителя, руб/сут

Камаз-5511

10,0

8

300

400

200

Зил-ММЗ-4502

6,0

7

110

200

70

Краз-256Б1

12,5

4

250

300

230

Камаз-55111

13

10

350

420

250

Маз-5551

8,5

6

150

200

100

Каз-4540-01

5,5

8

100

170

65

Урал-5557

7,0

12

120

200

80

Маз-5549

8,0

5

200

270

90

Камаз-55102

7,0

7

170

250

110

Примечание. Приведенные в трех последних колонках таблицы постоянные и переменные составляющие эксплуатационных расходов и суточная зарплата водителя являются ориентировочными.

Рис. 1. Граф дорожной сети

Защита отчета на следующем занятии


Практическое занятие № 6

(4 часа)

Оптимизация мелкопартионных перевозок методом Кларка-Райта

Цель занятия:  получение кольцевых маршрутов с минимальным пробегом подвижного состава

Теоретические сведения

Метод разработан английскими математиками Кларком и Райтом в начале пятидесятых годов. Он позволяет найти приближенное решение задачи маршрутизации перевозок, осуществляемых мелкими партиями, в общем случае парком автомобилей различной грузоподъемности.

Вначале строится план, состоящий только из маятниковых маршрутов

А - В1 - А

А - В2 - А

…………

А - Вi - А

………

А - Вj - А

………

А - Вn - А,

где А – обозначает центральный склад;

Вi – обозначает потребителя с номером  i   (i=1, 2, …, n)

Для каждого маршрута назначается автомобиль минимальной грузоподъемности, (каждый автомобиль обслуживает пока одного потребителя). Затем маршруты объединяют в  один развозочный (сборный, сборно-развозочный), обеспечивающий наибольшее сокращение затрат на перевозку. Процесс длится до тех пор,  пока не останется ни одной пары маршрутов, которые целесообразно объединить в один из-за отсутствия снижения затрат или автомобиля увеличенной грузоподъемности (учитываются  и другие ограничения).

Основой решения являются следующие исходные данные: количество автомобилей различной грузоподъемности;  потребность в завозе (вывозе) груза; расстояние перевозок груза (стоимости,  время). Для решения задачи маршрутизации составляется табл. 1.

 Центральный пункт дорожной сети (имеет номер 0, а в табл. 1 обозначен буквой А) является складом, базой, промышленным районом и т.д. В случае развозки из него грузов в пункты В1, В2, …, Вn нужно доставить грузы Q1, Q2, …, Qn соответственно. Можно решать и обратную задачу сбора грузов Q1, Q2, …, Qn в соответствующих пунктах В1, В2, …, Вn и доставки их в пункт А.

Кратчайшие расстояния (стоимости, время) между пунктами

Таблица 1