Грузовые перевозки: Сборник методических указаний к практическим занятиям, страница 13

Количество груза

А

 

В1

 

...

...

...

 

Вi

 

 

Вj

 

...

...

...

...

...

...

...

 

Вn

В клетках столбцов А, В1, В2, …, Вn указаны расстояния (стоимости, время) проезда между любыми двумя пунктами.

Затем заполняется табл. 2, в клетках которой указываются величины, характеризующие выигрыши, которые получают в результате объединения соответствующих маршрутов в один.

Так выигрыш, т.е. величина сокращения длины пробега (стоимости, времени) автотранспортного средства при объединении маршрутов А - Вi - А  и  A - Bj - A определяется "функцией выгоды" по формуле

где  - расстояния от начального  пункта  А  до пункта  Bi и от А до Bj соответственно;

Lij - расстояние между пунктами Bi и Bj.

Выигрыши от объединения каждой пары маятниковых маршрутов

Таблица 2

Количество груза

J

 

J1

В1

 

...

...

 

Ji

Вi

 

 

Jj

Вj

 

...

...

...

...

...

...

...

 

Jn

Вn

Кроме того, к матрице выигрышей присоединяется отдельный столбец (допустимые значения 0; 1 или 2) индикаторов J пунктов Вi Индикатор Ji строки Вi показывает, каким является пункт: внутренним (J=0), первым или последним (J=1) в развозочном или включен еще в маятниковый маршрут вида A – Вi – A     (J=2). Постепенно  производится  объединение  маятниковых  маршрутов в кольцевые (от большего выигрыша к меньшему).  Затем в  соответствующих строках меняются элементы первого и второго столбцов: в первых клетках указывается начальная загрузка автомобиля на объединенном  маршруте  и новые номера индикаторов. Максимальный выигрыш отыскивается в строках, которые соответствуют пунктам с индикаторами J=1 и J=2.

Алгоритм Кларка-Райта обеспечивает приближенное решение задачи маршрутизации. Кроме того, для получения оптимальной последовательности объезда пунктов в маршрутах, найденных с помощью метода Кларка-Райта, требуется затем решить задачу коммивояжера.

Порядок выполнения работы

13.  Изучить теоретическую часть работы.

14.  Пользуясь рассмотренным выше алгоритмом и программой, найти оптимальные маршруты перевозок клиентам предприятиями, расположенными на территории района, дорожная сеть которого показана в виде графа на рис. 1.

Студент в соответствии со своим номером в журнале должен выбрать вариант исходных данных из таблицы 1.

Таблица 1

№ по журналу

Вариант

№ по журналу

Вариант

№ по журналу

Вариант

1

1-1-1

10

9-1-1

19

3-1-1

2

2-1-2

11

8-1-2

20

4-1-2

3

3-1-3

12

7-1-3

21

5-1-3

4

4-2-1

13

6-2-1

22

6-2-1

5

5-2-2

14

5-2-2

23

7-2-2

6

6-2-3

15

4-2-3

24

8-2-3

7

7-3-1

16

3-3-1

25

9-3-1

8

8-3-2

17

2-3-2

26

1-3-2

9

9-3-3

18

1-3-3

27

2-3-3