Еще одно ключевое открытие, которое сделал Эш в своей ранней работе, состояло в том, что с ростом численности группы конформизм возрастал только до определенного предела. Когда большинство достигало трех человек, уровень конформизма далее не менялся (Asch, 1955). Этот результат был многократно повторен другими исследованиями (ср. Tanford and Penrod, 1984). Эти данные, по крайней мере частично, объясняются тем, что если большинство составляют более трех человек, испытуемые начинают подозревать, что некоторые из большинства поддерживают группу, дабы избежать неприятностей (см. об этом ниже), но не разделяют на самом деле мнения большинства. Согласно Уайлдеру (Wilder, 1977), при условии, что испытуемые, составляющие большинство, уверены в своих суждениях, не зависят от суждений других (следовательно, друг от друга), большинство из шести человек вызовет более сильный конформизм, нежели большинство из трех человек (по крайней мере в некоторых ситуациях, например когда нужно принять решение по поводу возмещения убытков). Другая причина, по которой конформизм с увеличением большинства возрастает лишь незначительно, связана с тем, что по мере роста группы каждый дополнительный человек в большинстве значит все меньше и меньше. Об этом феномене мы поговорим ниже в связи с теорией социального воздействия.
Эти хорошо известные данные представляют собой лишь небольшую часть того, что мы узнали о конформизме за все эти годы. Другие не менее существенные результаты можно сформулировать следующим образом.
Люди больше склонны к конформизму, если:
1. Сформировать мнение или суждение оказывается трудным (Deutsch and Gerard, 1955): необходимость в социальном сравнении возрастает в условиях неуверенности.
2. Они сталкиваются с единогласным мнением группы (Asch, 1956; Wilder and Allen, 1977): все не могут быть не правы, обособившиеся же члены группы могут быть отвергнуты или наказаны.
3. Они ценят группу или восхищаются ею (Back, 1951): отвержение человека друзьями нежелательно и опасно.
4. Их согласие или несогласие легко «вычислить» (что связано с социальными вознаграждениями или наказаниями; Deutsch and Gerard, 1955).
5. Они напуганы (Darley, 1966): при страхе возрастает потребность в зависимости, поскольку он подрывает уверенность.
Люди менее склонны к конформизму, если:
1. Они уверены в своей компетентности в данной области: информационное социальное влияние является низким.
2. Они имеют высокий социальный статус (Harvey and Consalvi, 1960).
3. Они строго придерживаются своих взглядов и не меняют своего мнения (Deutsch and Gerard, 1955).
4. Они не любят или не уважают «источник» социального влияния (Hogg and Turner, 1987).
Далее, результаты ранних исследований свидетельствуют, что женщины конформнее мужчин. Однако Игли (Eagly, 1978), сделав тщательный обзор 61 исследования, обнаружил, что, как показывают результаты большинства из них, уровень конформизма мужчин и женщин скорее одинаков. Лишь в 23 исследованиях тендерные различия действительно существовали и в них женщины были более склонны к конформизму, чем мужчины. Частично это было связано с тем, что выбранные в исследованиях темы были более известны мужчинам (например, спорт, а не мода). Другой фактор заключается в том, что мужчины больше стремятся казаться независимыми. Мужчины конформны не менее женщин в приватной обстановке. На публике же мужчины стремятся противостоять социальному влиянию в большей степени, чем женщины (Eagly et al., 1981). Существует и третий фактор, которые несомненно связан с исторически сложившейся ситуацией: роль женщин в обществе заключалась в поддержании социальной гармонии в группах, к этому их и готовили. Часто это означало принятие зависимой роли и демонстрацию почтительного отношения к мужскому мнению. Конечно, это способствовало тому, что женщины оказались более уязвимыми к давлению со стороны группы. Игли (Eagly, 1978) обнаружил интересный факт: в самых ранних исследованиях конформизм женщин более очевиден, чем в последующих. Вероятно, изменение положения женщины в обществе отразилось и на ее восприимчивости к социальному влиянию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.