Модернизация стыковой тяговой подстанции систем 25 и 3 кВ на участке со скоростным движением, страница 5


Рис.1.1. Принципиальная схема питания тяговой сети постоянного тока.

Участки контактной сети разбивают на отдельные части - секционируют. Обычно отделяют сеть над путями станций и пере­гонов с помощью воздушных промежутков. Во время прохожде­ния полоза токоприемника по такому промежутку соседние секции контактной сети кратковременно замыкаются между собой. Тяго­вые подстанции располагались на расстоянии 20-25 км. Электро­подвижной состав постоянного тока имеет тяговые электродвига­тели постоянного тока, которые получают питание от контактного провода через токоприемник. Регулирование скорости движения вы­полняется изменением напряжения на тяговых электродвигателях, за счет переключения их с последовательного, на последовательно-параллельное или параллельное соединение; включении в цепь дви­гателей пускового реостата и изменением коэффициента регулиро­вания возбуждения [6].

В связи с увеличением потоков грузов и пассажиров, повы­шением мощности электровозов и густоты движения поездов, по­требляемые из контактной сети токи и потери энергии в контакт­ной сети, возрастали. Для уменьшения этих потерь пришлось уве­личивать сечение проводов контактной сети, подвешивать на опо­ры контактной сети со «стороны поля» усиливающие провода, а в некоторых случаях между двумя тяговыми подстанциями стро­ить новую тяговую подстанцию.

В настоящее время на электрифицированных участках по­стоянного тока принято подвешивать над каждым путем два контактных провода сечением 100 мм2 и несущий трос, сечением 120 мм2, а так же один или два усиливающих алюминиевых провода сечением 185 мм2 каждый.

Для снижения потерь электроэнергии в контактной сети, начиная с 50-х годов на железных дорогах стали применять систему) однофазного переменного тока промышленной частоты с напряжением 25 кВ. Более высокое напряжение в контактной сети по­зволило увеличить расстояние между тяговыми подстанциями до 40-50 км и уменьшить сечение контактной сети до минимального: один контактный провод, сечением 100 мм2 и биметаллический несущий трос сечением 95 мм2.

Рис.1.2. Принципиальная схема питания тяговой сети переменного тока

 Для более равномерной нагрузки фаз обычно одна фаза, например А, подается на контактную сеть одного перегона а вторая В на сеть второго перегона б, а третья фаза С - к рельсам. При движении по одному перегону электровоз питается от фаз А и С, а на другом перегоне –двустороннем питании перегона от соседней тяговой подстанции на нем должны быть те же фазы. Станционные пути питаются от любой пары фаз (через разъединители). При движении поезда и переходе полоза токоприемника с фаз А и С на фазы В и С (или наоборот), контактная сеть подключенная к разным фазам должна быть элек­трически изолирована так как между ними действует полное напря­жение.

Поэтому секционирование контактной сети с помощью воз­душных промежутков 6 недостаточно. На рис.1.2 между станцион­ными путями и перегоном б включают нейтральную вставку 7 и два воздушных промежутка 6. При такой системе короткого замы­кания фаз через полоз токоприемника не будет.

 Использование несколько систем тока и напряжения при электрификации железных дорог привело к необходимости обеспечения их стыкования. До недавнего времени в России для этого применяли станции стыкования, за рубежом ―электроподвижной состав двойного питания. Это было обусловлено отличий условий формирования сети электрифицированных железных дорог СССР от зарубежных и отсутствием в прошлом на отечественных дорогах приемлемого электроподвижного состава двойного питания. Электрификация проводилась на протяженных участках между крупными сортировочными станциями, достаточными для оборота локомотивов. Эти станции и становились станциями стыкования систем тяги. Сегодня их на сети Российских железных дорог ―23 ( Владимир, Вековка,  Балезино, Дружинино, Горячий Ключ, Белореченская, Бабаево, Рязань, Рыбное, Узуново, Данилов, Инзер, Пенза, Дружинино, Карталы, Дербент, Белорецк, Иртышское, Черепаново, Артышта, Междуреченск, Мариинск, Вязьма, Сухиничи).