Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 9

существования некоей надисторичной универсальной системы ценностей, пригодной для всех времен и народов. Как признает тот же С.Хантингтон, на базовом, цивилизационном уровне "западные идеи индивидуализма, либерализма, конституционализма, человеческих прав, равенства, свободы, господства закона, демократии, свободного рынка, отделения церкви от государства часто имеют малый резонанс в исламской, конфуцианской, японской, индийской или православной культуре".[9]

Люди, принадлежащие к разным цивилизациям, имеют различные взгляды на отношения между Богом и человеком, индивидом и социальной группой, гражданами и государством , мужем и женой , родителями и детьми, равно как и разное понимание равенства и ответственности, свободы и власти.

Научиться понимать и уважать эти различия, а не навязывать другим цивилизациям "универсальные ценности" Запада составляет важнейшую предпосылку преодоления

межцивилизационных противоречий, а следовательно и предотвращения крупномасштабных цивилизационных войн, так как они не являются фатальной неизбежностью Свой вклад в решение этой колоссальной по своей значимости задачи призвана внести историческая наука. Ибо понимание невозможно без знания истории других народов, их цивилизационных ценностей, их ментальности, их культурно-исторических особенностей - знания, которое дает история.

14

объективного по своему характеру, как бы мы к нему ни относились.

Если говорить о  сути данного конфликта, то можно было бы охарактеризовать его как попытку определенных политических сил исламского сообщества отстоять свои фундаментальные ценности, если бы не те крайне экстремистские средства, которые ими для этого выбраны. А это уже наводит на мысль, что фундаментальные ценности ислама (которые, кстати, можно трактовать самыми разными способами) используются его защитниками в качестве разменной монеты в своих корыстных интересах.

Современный кризис традиционализма весьма многогранен и, как мне представляется, рассмотрение межцивилизационных конфликтов именно в этом аспекте может быть наиболее плодотворным. С развитием глобальных информационных технологий в его орбиту оказались втянутыми практически все без исключения этнонациональные, конфессиональные и иные образования, их культура и идеология. Осмысление этого процесса изменило и само понятие «цивилизации», его терминологическое и методологическое применение. Если в советской этнографической литературе данное понятие отождествлялось либо с локальной культурой, либо с некой совокупностью сходных между собой культур, то в настоящее время, по справедливому замечанию Марка Раца («Независимая газета». 19.05.01. № 88), понятие «глобализации» неразрывно связано с понятием «цивилизации», а понятие «регионализации» – с понятием «культуры». Хотя, на мой взгляд, точнее было бы наоборот: понятие «цивилизации» сейчас неразрывно связано с понятием «глобализации», а понятие «культуры» (читай: традиционной, самобытной) – с понятием «регионализации».

Конфликт между «культурой» и «цивилизацией», между регионализмом и глобализмом – один из основных конфликтов

47

В.И.Смокотин

РОССИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ.

В истории человечества было немало конфликтов, которые можно отнести к разряду межцивилизационных. Противостояние между античной цивилизацией и варварами, происходившее на протяжении всей истории древнего мира, между христианской и исламской цивилизациями в средние века, Великие географические открытия и последовавшие затем колониальные захваты крупнейших капиталистических государств во всех частях света и т.д. Кстати, в этом же ряду стоит и присоединение Сибири к России, когда русская цивилизация столкнулась с цивилизацией сибирских аборигенов, в том числе и с древнейшей палеоазиатской (арктической) цивилизацией народов Севера и Северо-Востока Сибири, и в значительной степени трансформировала (если не сказать, разрушила) ее.