Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 18

    Таким образом, Россия стоит перед выбором, определяющим ее судьбу на многие десятилетия, а, возможно, и столетия. Надо при выборе учесть то обстоятельство, что Россия – это Восток-Запад, что Россия – это Север-Юг. Россия несет в себе элементы цивилизации и Запада, и Востока, и Юга, и Севера. На стыке  тысячелетий рушатся локальные цивилизации, в том числе и Российская цивилизация.  Яркой формой крушения российской цивилизации стал крах Советского Союза. Может произойти и развал России, если Россия не определит свое место в мире третьего тысячелетия.

   Наш выбор - третий альтернативный путь – наконец-то прорубить не  окно, а дверь в Европу и вместе с Европой

36

преобразований. Собственно, то же самое мы наблюдаем в российской истории, когда полвека идейного наступления на самодержавие  и его развенчание в глазах общественного мнения привело в конце концов к сравнительно лёгкому крушению романовской империи. Аналогичная судьба постигла  советскую элиту, в первую очередь партноменклатуру, которая , утратив доверие общества, а  вместе с этим самодетерминацию. «Оттепель», диссидентская пропаганда «социализма с человеческим лицом», публицистическая волна, сметающая всё на пути,  привели  постепенно, начиная с 1956 г.,  к крушению социалистических идеалов, а затем и социального строя, которое не вызвало сколько-нибудь существенного протеста в обществе.

К сожалению, в настоящее время ни в западном мире, ни в России  нет такой привлекательной идеи, которая могла бы вдохновить общество великой исторической перспективой и подвигнуть его на крупные исторические свершения. Не приходится надеяться, что такую роль могут сыграть бездуховность в сфере культуры, культ потребительства и накопления , выступающие в качестве идеологического императива западной цивилизации. Отметим это ещё и потому, что такая идеология противоречит, к примеру, российскому менталитету и восточным традициям.     

В заключение – ещё об одном, на мой взгляд, удивительном и необычном явлении современной истории. Как отмечалось выше, глубокие общественные преобразования и революции свершались, начиная с новых реалий в общественном сознании. И вот, несколько  неожиданно, как Минерва из головы Юпитера, появляется антиглобализм, который, казалось бы, не имеет никаких перспектив, ввиду экономической и политической мощи тех сил, которым он противостоит. Совершенно очевидно, что глобализация – явление непартийное, но не менее очевидно, что это – социальное

25

движение, хотя ни по форме, ни по социальному составу, даже ни по сущности таковым, вроде бы, не является. Возможно, это движение свидетельствует о наступлении новой эпохи в общественно-политической жизни, когда на второй план вынуждена будет отойти так называемая многопартийность, однопартийность, вообще деление общества с помощью политических партий, что в ХХ в. вполне очевидно продемонстрировало своё несовершенство и отнюдь не способствовало уменьшению социальной несправедливости. Может быть, приходит время крупных общественных движений, и это  связано с тенденциями глобализации, ведущей, как известно, к совершенствованию.средств коммуникации. Возник типичный человеческий парадокс -борьба против глобализации развёртывается с помощью порождённого глобализацией Интернета. Теперь для объединения общественных сил вокруг крупных проектов и идей уже не требуется громоздких административно-бюрократических структур и политических партий. Кто знает, возможно именно на этом пути откроются благоприятные перспективы для многострадального человечества.    

26

существования человечества, возможно, и будут теми 12 жемчужинами, теми  12 воротами Нового Святого Иерусалима, о которых говорится в «Откровении» Святого Иоанна Богослова.