Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 11

характера таких западных ценностей, как демократия и либерализм, в конечном итоге служит дальнейшему укреплению военно-политического и экономического преобладания Запада в мире, создавая тем самым питательную почву для перманентных межцивилизационных конфликтов.

            Рассматриваемая проблема, разумеется, далеко не исчерпывается указанными аспектами. В частности, глобализация таит в себе угрозу экологической катастрофы, что педалируется различными антиглобалистскими движениями. Но это уже тема другого разговора.

45

технологии. Признаем, что со времени промышленной революции Запад стал главным очагом технологического прогресса. Признаем также, что разнообразные плоды этого прогресса в различных формах усваивались незападными народами, радикально преобразуя их жизнь. Экономическая история ХУШ-ХХ вв. может быть представлена как бесконечная цепь заимствования ими передовых западных технологий, технических изобретений, способов организации экономической жизни.

            Таким образом, сегодня можно говорить лишь о новом этапе в процессе глобализации, связанном, в частности, с деятельностью транснациональных компаний, но никак не о новизне самого этого явления. Строго говоря, не является новой и другая сторона процесса глобализации, которую можно обозначить как вестернизация. Однако на ней следует специально остановиться ввиду того значения, которое она приобрела в современной мировой политике, смыкаясь с темой предыдущего заседания нашего семинара. Ибо глобализация непосредственно выходит в сферу взаимоотношений между цивилизациями.

            Направленность этих взаимоотношений четко выражает формула известного американского политолога С.Хантингтона "Запад против остального мира". В этом качестве глобализация выступает как цивилизационный процесс, суть которого составляет вестернизация, т.е. навязывание Западом остальным цивилизациям своих культурных ценностей.

Не буду останавливаться на многообразных формах такого навязывания: от провозглашения их универсального характера до назойливого распространения американской масскультуры. Подчеркну только агрессивный характер такого навязывания вплоть до экономических санкций и вразумления непокорных с помощью ракетных точечных ударов, ковровых бомбардировок и прочих достижений западной военно-технической мысли.

            И, наконец, последнее. Не будем упускать из виду стратегические цели вестернизации. Утверждение универсального

44

Бендите, студенте Яне Палахе. “Сейчас в Европе нет, что называется социальной почвы для таких подвигов – на дворе глобализация, конец истории, триумфальное шествие капитализма, единого стиля жизни. Но любой доминирующий процесс не может не вызывать социального протеста: глобализация глубоко буржуазна по сути, и с нею сражаются ее же продукты – более или менее успешные, на самом деле вписавшиеся в “новый мировой порядок” скучающие молодые люди”[12] (разрядка моя C. В.).

Отсюда, отмечает А. Колесников, шаткость идеологических позиций, “безумный компот из Мао, Ленина, Троцкого с поправкой на современные реалии”. С таким замечанием можно было бы согласиться, но речь идет об “идеологии” только части антиглобалистов. И тем более спорен основной вывод А. Колесникова: “Западная цивилизация переживает кризис благоденствия, который проявляется отнюдь не только в экономических неурядицах – таково бремя западного мира. Пройдет и это”. Под этим подразумевается “кризис самоидентификации”, на который накладывается кризис экономический, охвативший самые успешные страны, – одновременное замедление темпов роста и инфляция.